В Союзном государстве совершенствуют оборону. В Южном военном округе развёрнуты ЗРС С-300В4 и ЗРК «Бук-М3», контролирующие небо на расстоянии 400 и 70 км соответственно. Обе установки — результат модернизации и переработки образцов, уже давно стоящих на вооружении российской армии. Постепенное совершенствование элементной базы позволяет улучшать боевые характеристики зенитного оружия. Так, «Бук-3М» начали разрабатывать в 2007, а производят с 2016 года, хотя его базовая модель («Бук-2М») более чем на 10 лет старше. Всего же на сегодня «Бук-3М» — уже как минимум четвёртое поколение ЗРК своего класса, если вести родословную от 2К12 «Куб», разработанного и принятого на вооружение ещё  в середине 60-х годов прошлого века. Вот их «дедушка».


А вот так этот ЗРК совершенствовался, чтобы сегодня защищать небо Северного Кавказа.


Западный военный округ усилили ударными вертолётами Ми-28Н «Ночной охотник». Кстати, эта военная машина — хорошее подтверждение необходимости нашего военного присутствия в Сирии, поскольку именно его эксплуатация в боевых условиях позволила выявить недостатки, над устранением которых в настоящее время работает производитель. Проблемы возникли с очками ночного видения. «Когда безоблачно — всё прекрасно, как только дымочка какая-то — лётчик потом три дня ходит с красными глазами», — сообщил председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарёв.


В Крыму же 1 декабря завершили организацию отдельного десантно-штурмового батальона Новороссийской десантно-штурмовой дивизии, который будет базироваться в Феодосии.  

Главнокомандующий ВМФ РФ Владимир Королёв дополняет, что в этом году флот получил 30 новых боевых кораблей и кораблей обеспечения, 5 новых самолётов СУ-30СМ (морского базирования), 8 модернизированных вертолётов К-27, а главное — 4 дивизиона ракетных комплексов «Бастион».


Это тот самый «Бастион», с обнаружением которого в Крыму связана любопытная история. Широкую известность факт нахождения комплекса в Крыму получил в начале марта 2014 года, во время памятных событий воссоединения Крыма с Россией. Понаблюдать за происходящим тогда в Чёрное море заявился эсминец ВМС США «Дональд Кук». И сразу же был засечён радаром «Бастиона», после чего нервные американцы совершили манёвр уклонения. «А если сейчас пальнут? Да они же его размажут», — уже потом эти перехваты эфира ВСУ попали в СМИ.

В свою очередь из Беларуси сообщают, что в Барановичах снова стоит 1146-й зенитный ракетный полк обеспечения ПВО, который получил комплексы «Тор-М2», передаваемые Россией в рамках военно-технического сотрудничества и соглашения  о развитии союзной системы ПВО (отличаются, в частности, способностью вести огонь в движении). Напомним, ГД РФ ратифицировала это соглашение в конце октября. Подробнее о функционировании союзной системы ПВО читатели могут прочитать в материале нашего автора.

Кроме того, договором о военно-техническом сотрудничестве предусматривается, что РФ в случае нарастания военной угрозы Союзному государству может обеспечивать ВС РБ вооружением. Похоже, сейчас наступает как раз такой момент: всю осень мы наблюдаем за тем, как усиливается группировка войск НАТО вблизи российских и белорусских границ, перебрасывается техника, увеличивается численность личного состава. ЕС теперь будет развивать собственную армию, подписано соглашение о «военном шенгене», упрощающем переброску войск внутри Европы. Генералы НАТО торопят европейцев с модернизацией инфраструктуры: хотят быть уверенными, что «если завтра в поход», дороги и мосты в Восточной Европе не провалятся под массой военных эшелонов и колонн. Так что зенитные комплексы — далеко не предел возможного.

Стоит ли укреплять позиции РФ не только вдоль границ, но и вблизи от районов её стратегических интересов, как, например, согласиться на предложение президента Судана, разместив там военную базу? Военный эксперт Виктор Мураховский в комментарии российским СМИ указывает на минусы такого решения. «Судан находится гораздо севернее Аденского залива, который обеспечивает проход в Индийский океан», — отмечает эксперт, указывая, что базы, которые имел в Африке СССР, с военной точки зрения были более выгодными. «В случае если мы её (базу) там разместим, то мы возьмём некое обязательство поддерживать вооружённые силы Судана, которые находятся не в лучшем состоянии. К тому же у Судана конфликт с Южным Суданом. Ни с военной, ни с экономической точки зрения нам это не выгодно», — продолжает он перечислять не самые лучшие вводные для принятия такого решения. Кроме того, по его словам, Порт-Судан не вполне подходит для военной базы, значит переоборудованием придётся заниматься России.

Тем более пока есть более насущные проблемы. Так, на саммите ОДКБ, проходящем в эти дни в Беларуси, участники договора согласовали общий перечень террористических организаций. Кроме того, накануне восстановления мирной гражданской жизни в Сирии глава МИД РБ Владимир Макей отметил, что «сегодня в мире некоторые государства, организации делят террористов на хороших и плохих, говоря о том, что надо сотрудничать с хорошими в борьбе против плохих», тогда как «не бывает хороших или плохих террористов». Общий список как раз это и демонстрирует.

Разбавим официоз минуткой юмора, наталкивающего тем не менее на серьёзные выводы. В 2006 году во время прямой линии Владимира Путина прозвучал вопрос: «Собирается ли Россия использовать для обороны своих рубежей огромных боевых человекоподобных роботов?» Подколка вопроса понятна без второго слова: где Россия и где роботы, ахахаха. Собственно, вопрос вообще прозвучал из-за того, что стал одним из рейтинговых — юмористы устроили целый флешмоб, разгоняя призывы голосовать за него по соцсетям и форумам.

Спустя 10 лет без особой помпы уже проходят испытания боевых роботов. Пока не огромных и не человекоподобных. Вот, к примеру, «Уран-9».


А в октябре СМИ сообщали о разработке в России разведывательного робота для охраны морских границ, который может в автономном режиме выполнять боевые задачи на удалении в 100 км от берега на протяжении нескольких суток. К сожалению, даже рабочего названия проекта разработчики пока не предоставляют. Всё это крайне беспокоит США. Так, обозреватель CNN Закари Коэн уверен в том, что США катастрофически отстают в этой области от России и Китая. Совсем недавно он поделился этими опасениями со зрителями.

Как раз во время недавней конференции ООН по Конвенции о конкретных видах обычного вооружения под этими самыми видами понимались как раз роботизированные системы, способные к самостоятельному принятию решений, в т. ч. на основе данных о распознавании лиц и установления личности. Позиция ООН (и не только её, как можно догадаться из признания факта отставания американскими СМИ) заключается в том, чтобы принять решение о запрете разработки таких систем ввиду их негуманности. Видеохостинги заполонили агитационные видео с призывом поддержать инициативу ООН.


Спасибо Закарии Коэну, теперь мы в курсе об истинной подоплёке этих призывов.

Что же до юмористов — получайте, сами же просили. Кто ж знал, что у российских конструкторов не такое утончённое чувство юмора. Правда, человекоподобных роботов ещё нужно немного подождать.