Пожалуй, нет лучшего индикатора
для проверки человека на адекватность, чем его отношение к евреям. Если ваш
собеседник ловко оперирует категориями теорий заговоров, отрицает факт холокоста и цитирует отрывки из «Протоколов сионских мудрецов», то перед вами
с вероятностью в 99 % безумец. Оставшийся 1 % приходится на профессиональных
историков, глубоко погрузившихся в тему.
Однако беда нашего пограничного
времени — растянувшейся эпохи великих перемен — в том, что безумие и невежество
становятся не просто агрессивными и безнаказанными, но и прямо поощряемыми
властью, чьи представители в совершенстве освоили политическую максиму
«Разделяй и властвуй».
И пока украинские политики
выясняют, кто кому Рабинович, а представители спецслужб ради денег и звёзд на
погонах ведут непримиримое сражение со своими согражданами, агрессивное
украинское националистическое меньшинство ведёт борьбу с выдуманным им же
внутренним врагом — евреями.
Об этой «героической» борьбе мало
кто пишет: украинские СМИ не уделяют ей должного внимания, чтобы не обижать
чувствительных патриотов и не нарваться на погром, иностранные политики молчат,
лишь бы не портить и без того не наилучший имидж страны победившей «революции
достоинства».
Но даже если бегло пролистать
ленту Facebook главы Украинского еврейского
комитета Эдуарда Долинского, то масштаб дикого антисемитизма не может не
ужаснуть.
И этот текст о том, как Украина с
формальным антисемитизмом на уровне 5 % умудряется второй год подряд оказываться
на первом месте среди стран бывшего СССР по притеснению евреев.
Социология антисемитизма
Как свидетельствуют результаты опроса американского центра Pew Research
Center, который проводился в 18 странах Центральной и Восточной Европы, самый
низкий уровень бытового антисемитизма среди стран Восточной Европы зафиксирован на Украине: только 5 % украинцев не хотели бы видеть евреев среди граждан своей
страны.
Низкие показатели
наблюдаются в Сербии и Болгарии — по 7 %. Самый высокий уровень антисемитизма
зафиксирован в Армении (32 %), Литве (23 %) и Румынии (22 %). Довольно
высокий уровень антисемитизма в Чехии и Польше. Для России этот показатель
составляет 14 %.
Впрочем, по
другим данным, 48 % украинских католиков и 29 % православных не хотят видеть
евреев членами своей семьи, а 21 % и 13 % соответственно не желают их в
качестве соседей. Ради справедливости стоит отметить, что в других странах
уровень нетерпимости ещё выше.
В России, например, 37 %
православных не хотят иметь еврея членом семьи, в Молдове — 49 %, а в Румынии —
54 %. Среди православных РФ 19 % не хотели бы соседствовать с евреями — это тоже
более высокий уровень социальной дистанции, чем по отношению к евреям на
Украине. 22 % не желают еврейских соседей в преимущественно православной Греции
и 24 % в католической Литве. Корни этого явления — в религиозном патриархальном
сознании, рецидивах далёкого прошлого, которое сдаст позиции по мере
секуляризации и урбанизации. Заметьте, что у горожан дистанция по отношению к
евреям меньше, хотя они сталкиваются с ними чаще, чем сельские жители, многие
из которых вообще не видели в жизни еврея.
Ответы респондентов на вопрос о том, готовы ли они видеть евреев в качестве своих сограждан. 32 % армянского антисемитизма — это, похоже, конкуренция исторического опыта, обратная сторона известного анекдота, в котором умирающий отец-армянин завещает сыновьям: «Дети, берегите евреев! С ними покончат — за нас возьмутся». Гонимые не хотят быть с гонимыми, наоборот, они ищут защиты.
Из количества в качество
Однако «почему-то» именно
Украина лидирует по числу «проявлений» антисемитской направленности. С начала 2014 года, когда происходил
известный Евромайдан, зафиксировано (и наверняка этот список неполный) 55
актов вандализма, осквернения, разрисовывания нацистскими и антисемитскими
лозунгами и символами синагог, еврейских кладбищ и памятных знаков жертвам холокоста. Т. е. обозначился очевидный
переход от относительно безобидного бытового антисемитизма на уровне досужих
обывательских разговоров к «конкретике», к акциям, совершаемым, говоря языком
уголовного кодекса, «по прямому умыслу» и практически всегда «по
предварительному сговору группы лиц» (т. е. налицо появление структур,
исповедующих и реализующих на практике антисемитскую идеологию), а порой с
очень тяжёлыми последствиями.
Зафиксировано 10 случаев
нападения с нанесением особо тяжких повреждений на граждан еврейской
национальности с чётко выраженным антисемитским подтекстом. В частности, 17
марта 2015 года был зверски избит возле собственного дома главный детский
нейрохирург Украины Александр Духовский. У него констатировали открытые
переломы обеих кистей, перелом рёбер, перелом основания черепа, ушиб лёгких,
сердца, почек. Т. е. целенаправленно били
по рукам, чтобы в дальнейшем человек не мог вернуться к своей профессиональной
деятельности. При этом нападавшие кричали: «Убирайся вон, ж*довская морда».
А израильский рабби Мендл Дайч,
который 7 октября 2016 года в Житомире был жестоко избит на национальной
почве и найден без сознания с ножевыми ранениями, впоследствии скончался в
Израиле от полученных травм. 20 сентября 2017 года двое паломников из
Израиля получили осколочные ранения при взрыве гранаты в украинском городе
Умань, куда прибывают хасиды для молитв у могилы праведника ребе Нахмана. Один
из пострадавших — мальчик 13 лет.
В отчёте о мировых тенденциях в
этом вопросе, подготовленном министерством по делам Иерусалима и диаспоры
Израиля, в 2017 году выявили двукратный рост антисемитских инцидентов на
Украине. В докладе уточняется, что Украина
уже второй год подряд оказывается на первом месте среди стран бывшего СССР, в
которых притесняют евреев. При этом указывается, что украинские власти
недостаточно жёстко реагируют на проявления антисемитизма, а инциденты
рассматриваются как обычное хулиганство, а не преступления на почве ненависти.
В то же время в России в 2017-м вновь зафиксировано снижение числа
антисемитских проявлений.
Причина такого «парадокса» очевидна — в той же России не только антисемитские, но и в целом любые ксенофобские проявления жёстко пресекаются, а на Украине группировки, которые могли бы объединять лиц с соответствующими взглядами, чувствуют себя в высшей степени вольготно. Понятно, что весь этот контингент хорошо известен соответствующим службам, да они особо и не скрываются, а частенько действуют совершенно открыто.
Полный карт-бланш
Но из преступлений, о которых
сказано выше, не раскрыто (во всяком случае, не доведено до вынесения судебного
приговора) ни одно! Аналогичным образом «реагировала» власть и на погромы цыган в
Одесской области и Киеве. А ведь это уже другой уровень:
организованные действия, совершённые значительной группой лиц. Лишь когда во Львове нападение на цыганскую
семью привело к гибели одного из её членов и ранениям ещё трёх, это
вызвало широкий резонанс, и властям пришлось реагировать. Впрочем, из семи подозреваемых содержание под стражей
в виде меры пресечения получили только трое. Сейчас идёт следствие, но есть большое
подозрение, что, как во многих других случаях, дело будет спущено на тормозах.
Можно смело сказать, что
принадлежность к праворадикалам и неонацистам стала в современной Украине
настоящей индульгенцией, освобождающей от ответственности за любые
преступления, включая самые тяжкие, которые, казалось бы, любая власть, любой
режим должны решительно пресекать просто ради сохранения основ правопорядка в
стране, не допущения её скатывания в хаос и анархию.
Корни этого восходят к
«домайданным» временам, когда для оного исподволь готовились боевики. В
частности, «легендарный» «Правый сектор» вырос из организации «Тризуб имени
Степана Бандеры», возглавляемой Дмитрием Ярошем, который в то время имел
официальный статус помощника народного депутата Валентина Наливайченко (главы
Службы безопасности Украины во времена Ющенко), чьи чрезвычайно тесные связи с заокеанской державой особо и не скрываются.
Не скрывает он и своей (хотя,
конечно, правильней — через него) спонсорской поддержки «Тризуба», своих
поездок в летние тренировочные лагеря, где «тризубовцы» проходили курс молодого уличного бойца. Тут
важно понять следующее: для будущего Евромайдана было недостаточно «активистов»,
задача которых просто попасть под милицейские дубинки, «а потом про этот случай
раструбят по Би-Би-Си».
«Наскальная живопись» в киевском метро и электричках: «Уничтожай ж*дов, иначе вместо сметаны будешь есть своих детей» и «Мочи маланцев и цыган и будешь классный SSман».
Нужны были именно крепкие,
подготовленные, прошедшие боевое слаживание уличные бойцы, готовые не только
отражать атаки силовиков, но и сами прорывать оцепление, штурмовать и
захватывать административные здания. Понятно, что хипстеры, офисный планктон и сторонники прав сексуальных меньшинств и прочих европейских ценностей
для этой задачи не годились. Нужны были ребята «с района», с совсем другим
воспитанием и менталитетом, а также идеология, которая завлекла бы именно этот
контингент. И неонацизм как идейная основа банд «уличных бойцов», в которых
никчемный недоросток (или, наоборот, переросток) из не самого благополучного
социума, улицей же воспитанный, без жизненных перспектив может ощутить себя
сверхчеловеком, «белокурой бестией», как говорится, в самый раз.
Естественно, «Тризуб» был не
единственным. Имела свои «боевые» формирования «Свобода», а в Харькове под
«омофором» видного местного политика и бизнесмена Арсена Авакова был создан
«Патриот Украины» под руководством Андрея Билецкого, где среди программных целей
было, в частности:
- «социал-национализм должен
вылечить украинский национальный организм путём «расового очищения нации»;
- историческая миссия украинской
нации — это руководство Белыми Народами в «последнем крестовом походе… против
возглавляемого семитами недочеловечества».
После победы «Революции достоинства» этот контингент составил основу «добробатов». «Когда из Киева пошло добро на легализацию
добровольческих батальонов, стояла только одна задача: все, кто готов брать в
руки оружие и идти на фронт, — пускай идёт. Потому что, если армия не стреляет, кто-то должен стрелять, чтобы остановить эту агрессию», — так ответил
народный депутат Дмитрий Тымчук в телешоу «Люди. Hard Talk» («112 Украина») на вопрос ведущей, почему в
добробатах оказалось так много людей с судимостью, которые сейчас постоянно
попадают в различные уголовные скандалы.
«Нужно понимать, какая была ситуация. Для чего эти добровольческие
отряды формировались? А потому что некому больше было воевать», — пояснил
Тымчук. Отвечая на вопрос телеведущей, он подтвердил данные о том, что как
минимум 30 % участников «добровольческих батальонов», воюющих в Донбассе, имеют
судимости. «Когда я узнал статистику,
какой средний показатель ранее судимых в этих подразделениях, я был шокирован»,
— признал депутат. А ведь 30 % — это только
те, кто ранее попал в руки правосудия. А сколько среди остальных 70 % было их
«корешей», которым просто повезло больше?
Тымчук вроде бы говорит о
«чистых» уголовниках, но, как показано выше, чёткую грань между ними и
«идейными» провести невозможно, да и сколько из последних входит в число
ранее имевших проблемы с законом? Вернувшись же с фронта, они оказались в
статусе «героев», «спасителей страны», практически неприкасаемых. Но, с другой
стороны, все «пряники» достались другим — тем, кто не сидел в окопах, не
выходил из котлов, а изначально подошёл к войне как к бизнесу, в основе
которого лежат грабежи, мародёрство, похищения и контрабанда.
Отвоевавшимся же пришлось
возвращаться в «домайданный» и «доатошный» статус, но с негативным опытом,
посттравматическим синдромом и ненавистью как к власти, так и к «сепаратистам».
Борьба с «сепаратистами» и евреями для многих стала продолжением войны, но уже
в тылу.
Созданный Билецким
добровольческий батальон неонацистов «Азов» трансформировался в полк
специального назначения МВД «Азов», «элитную», наилучшим образом оснащённую часть,
подразделения которой размещены в ключевых районах Украины и отнюдь не только
в зоне конфликта на юго-востоке. Его официальным символом является так
называемый «Волчий крюк» — известный символ, который первое время служил
эмблемой НСДАП, впоследствии был выбран эмблемой дивизии СС «Дас Райх», а ныне
же используется многими неонацистскими организациями. На его основе создана
политическая партия «Национальный корпус»
Свои политические предпочтения
там по-прежнему и не пытаются скрывать.
В интернете несложно найти фотографии, снятые во время празднования Нового года в расположении батальона «Азов», где хорошо виден являющийся предметом большого почитания «парадный» портрет Адольфа Гитлера. Присутствует на этих фото и сам парламентарий Билецкий. В Раду он попал, став единым кандидатом «демократических сил» по одному из киевских округов.
Какой же новый год без «Белого вождя» (так украинские
неонацисты зовут Андрея Билецкого, а он на нижнем фото слева от Деда Мороза) и
Гитлера на стене? Фото, к слову, сделано в помещении Киевского областного
управления полиции, куда «азовцы» пришли оформляться на официальную службу.
Естественно, «Азов» и «Нацкорпус» являются «тузом в рукаве»
министра внутренних дел Арсена Авакова в его непростых отношениях с партнёрами
по власти и находящимися в формальной оппозиции другими политико-финансовыми
группировками. Но и у них есть свои «патриоты», поскольку без силовой
составляющей вести дела в современной Украине крайне проблематично. Таким
образом, «кормлением» неонацисты на Украине обеспечены. Причём у «взрослых»
антисемитов всегда находятся и малолетние подражатели. Израильское министерство
адсорбции в своём докладе приводит такой пример: в марте в Днепре, в торговом
центре «Мост-Сити», группа подростков прицепилась к раввину, имя которого не
разглашается из соображений конфиденциальности. Раввина толкнули плечом, от
чего у него с головы слетела кипа. Подростки выкрикивали оскорбления и угрозы:
«Всех вас надо убить», «Ж*ды, вон отсюда» и тому подобные. Конфликт
ограничился словесной перепалкой. Пострадавший обратился в полицию, где было
открыто производство с предварительной квалификацией «хулиганство», но,
естественно, никого не нашли и не задержали.
Примечательно, но даже когда речь
заходит о действия малолетних антисемитов, то, как правило, чётко ощущается рука, которая указывает направление со страниц множества
неонацистских групп в социальных сетях и мессенджерах.
Впрочем, выполняют они и более
«глобальную» политическую функцию: они нужны как средство подавления любого
инакомыслия, запугивания тех, кого не устраивает происходящее в стране.
Праворадикалы отлично подходят для «деликатных» вещей, которые официальной
власти делать вроде бы не с руки: сорвать то или иное мероприятие, формальных
поводов запретить которое у властей нет; организовать «индивидуальное» давление
и запугивание оппозиционных активистов.
На этом фоне всякого рода «мелкие
шалости», если они не покушаются на интересы власти, воспринимаются вполне
снисходительно. Ну, конечно, западные партнёры поругивают за
проявления антисемитизма и прочей ксенофобии, но арестуешь, допустим, тех, кто
изрисовал стены синагоги свастикой, их побратимы тут же устроят беспорядки в
здании суда и начнут запугивать судей.
Зачем эти дополнительные
проблемы, да ещё и показывающие бессилие власти там, где её монополия должна быть
абсолютной? А ведь власть действительно боится радикалов — они вроде бы «под
контролем», но контроль этот весьма хлипок и может закончиться в любой момент.
Не секрет, что президент Порошенко весьма робеет перед любыми выходками
радикалов, но главная его проблема всё-таки не в том, что он опасается
спровоцировать их на бунт, который сметёт нынешнюю власть. Скорее, он опасается
политической катастрофы, того, что открытый конфликт с радикалами ему не простят
широкие слои патриотической общественности, ведь для них эти ребята «свои»,
самые настоящие и искренние патриоты.
Политики «высшей расы»
Дело в том, что настоящей
идеологической пропасти между ними и большей частью сегодняшнего украинского
истеблишмента, а также мнящей о «Европе» «патриотической общественностью» на
самом деле нет. Слова о «европейском пути» Украины, приверженности
демократическим, европейским ценностям — не более чем слова, необходимые для
получения поддержки со стороны западных стран.
На самом же деле методологию
нацизма, пусть и в несколько смягчённом для внешнего мира варианте, они считают
вполне, а может, и наиболее подходящей для построения «державы» в их понимании,
а также обеспечения того самого «европейского пути». И сам Адольф Гитлер, если
и не безоговорочный кумир (они всё-таки «современные люди»), то вполне
достойный уважения и почитания исторический деятель, единственный просчёт
которого в том, что он не «пожаловал» Бандере (отношение которого к евреям и
прочим «неукраинцам» абсолютно ни для кого не секрет) марионеточную
«независимость»
Недавно разразился скандал,
связанный с тем, что украинский консул в немецком Гамбурге Василий Марущинец
регулярно размещал на своей странице в Facebook публикации откровенно антисемитского
и нацистского содержания. Ещё раз попрошу прощения за прямые цитаты. «Боже, покарай ж*дов и москалей!» —
написал он на своей странице ещё 23 сентября 2013 года и с тех пор риторике не
изменял. «Проходя мимо рыга — плюнь ему в
харю и разотри сапогом, проходя мимо сиониста — дай ему в морду с размаха
штыком и прикладом!» — эта запись сделана в феврале 2014-го. Среди
множества постов Марущинца — «Ж*ды
огласили войну Германии в 1934 году», «Боже,
накажи ж*дов», «Бабий Яр. Не ж*дов в
1941 году, а украинцев 1918-1941 тут убито», «Ж*ды — говно».
Содержимое его страницы могли
просматривать только пользователи, имеющие статус его «друзей», но среди них
было немало его коллег, в том числе украинских послов, которых его взгляды
совершенно не смущали. Марущинец есть в списке facebook-друзей Бориса Тарасюка,
экс-главы МИД Украины и депутата Верховной Рады от партии «Батькивщина»,
заместителя председателя этой партии Юлии Тимошенко. Дочь Тарасюка Оксана
является генконсулом Украины в Гамбурге, иными словами, начальником Марущинца.
Есть все основания полагать, что сам Марущинец — креатура Тарасюка,
которого считают чуть ли не патриархом украинской дипломатии.
Публикацию Марущинца о борьбе
Святослава с «иудейским игом» «лайкнула» посол Украины в Португалии Инна Огнивец.
Торт в виде издания «Майн Кампф» для консула «высшей расы».
Марущинец пишет, что снимок
сделан в МИД Украины 10 февраля 2016 года. Фото понравилось по меньшей мере
четырём украинским дипломатам, о чём свидетельствуют их лайки. И что же, кто-то
может поверить, что руководство украинского МИД не знало о его практически
публично декларируемых взглядах? Но никаких кадровых решений по этому поводу не
было сделано, пока не разразился громкий скандал.
Впрочем, напомню, что и нынешний председатель Верховной Рады Украины Андрей Парубий начинал свою политическую
карьеру как один из основателей Социал-национальной партии Украины. Недавно он
также «выдал» весьма двусмысленную тираду о фюрере. И наверняка спикер Рады
хотел сказать именно то, что сказал, и то, что все услышали, а объяснения
носили совершенно «дежурный» характер (тот самый фиговый листок). И это не «с
языка сорвалось», это запланированный политический ход в рамках уже
развернувшейся президентской гонки, где он поддерживает Петра Порошенко.
Парубий, воспринимаемый как
видный член властной команды, и должен обеспечить президенту поддержку наиболее
радикальной части электората. Дать понять, что «наверху» их идеологию вполне
разделяют, причём именно Пётр Порошенко — единственный реальный кандидат,
готовый обеспечить хотя бы частичное её воплощение в жизнь (прочие, понятно,
«зрадники» и «агенты Кремля»).
Ещё один яркий пример того,
насколько глубоко симпатии к нацизму проникли вглубь украинского политического
класса, связан с погибшей недавно херсонской активисткой Екатериной Гандзюк.
Покойная с юных лет была активисткой «европейской» партии «Батькивщина»,
проходила обучение в Европе по грантовым программам, то бишь человек
современного западного менталитета.
Но именно её немалыми усилиями в
Херсоне решили на государственном уровне отметить годовщину создания так
называемой Украинской державы — марионеточного образования, которое было
провозглашено в оккупированном нацистами Львове, задекларировавшего, что «будет
тесно сотрудничать с национал-социалистической Великой Германией под
руководством вождя Адольфа Гитлера, создающего новый порядок в Европе и всём
мире».
Плоды «труда» покойной активистки Екатерины Гандзюк с фотографией Ярослава Стецько. Его жена Ярослава была депутатом украинского парламента и авторитетом для многих украинских политиков.
На рекламных щитах в честь этого
события был помещён портрет «премьер-министра» этого опереточного образования
Ярослава Стецько, который более всего известен тем, что в письме рейхсминистру
Розенбергу писал: «Настаиваю на
уничтожении ж*дов и целесообразности перенесения на Украину немецких методов
экстерминации ж*довства, исключая их ассимиляцию». И, что характерно, убийцы
Екатерины Гандзюк также оказались откровенными неонацистами из «Правого сектора».
Любопытно, что, насколько я
помню, единственным «патриотическим» политиком, высказывавшим негативное
отношение к Адольфу Гитлеру, был… Олег Тягнибок. Ещё 3 августа 2007 года на
интернет-форуме «Свободы» в ответ на просьбу сообщить о своём отношении к
Адольфу Гитлеру как к «борцу за арийскую расу» Тягнибок заявил следующее: «Отношение к Гитлеру негативное, потому что
он сделал холокост... И вообще, если впредь будешь писать ко мне на немецком
языке, то помни, что я окончил еврейскую спецшколу и не переношу этого».
Впрочем, эту запись быстренько затёрли, дабы не компрометировать лидера партии в глазах электората, а сама партия вполне активно распространяет антисемитские фотографии в интернете. Видимо, Олег Тягнибок решил забыть о том, что учился в еврейской спецшколе.
В целом можно сделать вывод, что
если практически во всех странах Европы и «цивилизованного мира» антисемитизм действительно является сохраняющимся в низах общества «пережитком прошлого», который могут пытаться использовать только самые маргинальные политсилы, а
власть и системные политики проявляют к нему крайнюю нетерпимость, то на Украине
дело обстоит с точностью до наоборот: антисемитизм или терпимое
отношение к нему и его носителям весьма распространены именно в «политическом
классе».
Удивительного в этом ничего нет. Если крайний национализм, поиск «извечных врагов», является, по сути,
государственной идеологией, то и антисемитизм выступает неизбежным «побочным
продуктом», который к тому же всегда есть соблазн использовать «по прямому
назначению» — для перенаправления недовольства на «негодный предмет», пусть даже
речь идёт не о народных массах вообще, а о радикалах, которых власти всё
сложнее держать под контролем.
А в такой ситуации всегда есть
риск и того, что кто-то, располагающий достаточными возможностями, решит зайти
с антисемитской карты «по-крупному». И такой риск будет сохраняться до тех пор,
пока будет существовать «постмайданная» система власти на Украине.
***
Наверное, «повлиять» на Киев в этом
плане могли бы «западные партнёры», если бы заняли действительно жёсткую и
принципиальную позицию по отношению к проявлениям антисемитизма на Украине (и не
только к ним). Но верх берут геополитические соображения, включая и нежелание
слишком уж портить имидж страны, «выбравшей европейский путь и противостоящей
российской агрессии». Да и Киев научился использовать это «слабое место»
западных стран, пардон, «включая дурочку», когда речь идёт об подлинных
интересах украинских правителей, к примеру, в таком вопросе, как борьба с коррупцией,
где все западные требования умело саботируются.
Ну а в вопросе ксенофобии и вовсе
дело ограничивается увещеваниями и «муравьиными укусами» вроде обращения
56 американских конгрессменов к Государственному департаменту США от 23 апреля,
где представители республиканцев и демократов просят оказать дипломатическое
давление на Украину и Польшу из-за проявлений антисемитизма (что украинские
власти сразу же назвали проявлением «путинской пропаганды»), а также принятой
конгрессом США поправки, согласно которой американская военная помощь не должна
распространяться на полк «Азов». Впрочем, и они исходят от представителей
законодательной, а не исполнительной власти США. А если бы последовали
реальные меры, например, ограничения того или иного вида оказываемой помощи?
Да и израильские власти ограничиваются лишь констатацией «отсутствия
достаточной политической воли на Украине для противодействия проявлениям
антисемитизма, которые нередко квалифицируются как хулиганство, а не как
преступления на почве ненависти. В результате вандалы несколько раз подряд
нападают на один и тот же объект». Пожалуй, лишь Польша достаточно жёстко
реагирует на реабилитацию и воспевание бандеровщины (в силу остроты собственной
исторической памяти, да и определённых политических соображений), но тут
реакцию Киева вполне можно описать фразой «А Васька слушает, да ест».