Всем известна картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» — этот оживший в полотне ужас… красочная симфония трагедии… блеск красоты, уже покрываемой мраком пепла… И эпитафия человеческой беспечности! Ведь богатейший и развратнейший город-сад мало того, что расцветал прямо у подножия Везувия, так его жители ещё и пренебрегли предупреждениями, поступавшими как от самой матушки-Природы в виде более ранних землетрясений, так и от поэта Плиния, требовавшего немедленно закрыть «опасный вертеп».

Нечто вроде Помпеев готовят нам сегодня американцы. Не будем утверждать, что Соединённые Штаты и есть Помпеи, но именно они грозят нам их участью, готовя ядерный апокалипсис, возвращая в Европу ракеты малой-средней дальности и грезя звёздными войнами.


Будущее по-американски обрисовал нам именно великий Брюллов ещё в 1833 году. Так что его картина — это тоже предупреждение!

По иронии судьбы нынешний госсекретарь США носит созвучную фамилию Помпео. У него профиль римлянина, и в лице его есть что-то такое значительное и определённое. Да и речи его отличаются римской прямолинейностью.

Вернее, отличались…

То ли это воздух России, вредный для всех гегемонистов и империалистов, то ли генетическая память, владеющая подсознанием европейцев (пусть и бывших) и пробуждающаяся в местах их прошлых поражений, но что-то такое доброе случается с современными «ястребами», залетающими в великую и загадочную страну хотя бы на несколько часов. Помнится, ещё Ричард Никсон, посетивший СССР первым из американских президентов после Рузвельта, за неделю пребывания в нашей стране что-то такое понял, что потом начал вместе с Брежневым политику разрядки.

Правда, для понимания нужно быть именно президентом. Тот же Никсон впервые побывал в Союзе в 1959 году, будучи вице-президентом, и ничего не понял! Поэтому мы ждём только первых лиц и только на русской земле — только тогда возможен толк.

Но и со вторыми лицами происходят приятные метаморфозы. Даже мрачно усатый Болтон, истый техасец, оказавшись в кулуарах Кремля, как-то осветился лукавой улыбкой и по-доброму подмигивал журналистам, пытавшимся узнать у него, мол, как там идут переговоры? И Болтон им подмигивал, мол, идут хорошо, хоть и не мог этого сказать вслух — должность не позволяла. И никаких тебе блокнотиков с «позабытыми» надписями, никаких грозящих пальчиков. Эх, подержать бы Болтона у нас с недельку, сводить бы его на охоту, посидеть на заимке, поговорить по душам, глядишь, человеком бы сделали. Одна беда — прокурор Мюллер не велит! А какая бы была польза для всеобщего мира!!!

Вот почему Трамп и не решился второй раз направлять Болтона в Москву — нынче полетел Помпео.


Если Болтон всегда был больше «ястребом»-теоретиком, то вот Помпео, возглавлявший совсем недавно ЦРУ, — несомненным практиком, да ещё закалённым в боях на «невидимом фронте».

Не помогло! Ещё в воздухе, лишь только подлетая к России, Майк Помпео уже почувствовал «что-то»… и, заволновавшись, приказал немедленно развернуть самолёт. Можно только представить, что передумали и пережили тогда пилоты, которым всемогущий и всезнающий государственный секретарь приказал вдруг лететь подальше от российской границы! Естественно, Помпео ничего им не объяснял — он и сам ничего не понимал. «Уж не война ли это?! — думали они. — Не видно ли вверху вспышек от перехватываемых ракет? И вообще, будет ли нам куда садиться!?.»

Впрочем, даже если США и Россия ещё не обменялись ракетными ударами, последний вопрос всё равно был более чем актуален, особенно после того, как совсем недавно Майк Помпео отменил свой визит в Германию. «Меркель тогда здорово обиделась. А может, это Помпео прежде обиделся на Меркель? Уж не бегут ли самые верные союзники с корабля?!»

И точно, Германию пролетели на предельном «потолке» — курс на Брюссель! «Слава Богу, — вздохнули лётчики, — хоть какой-то аэродром дал нам добро на посадку!» В Брюсселе в это время проходил Совет министров иностранных дел НАТО, так называемый СМИД. Название перекочевало из антигитлеровской коалиции, уж никак не скажешь «по наследству», ибо дух этого СМИД абсолютно противоположный, впрочем, как и цели. Помпео летел к своим собратьям, дабы те его поддержали и вселили в него перед разговором с Владимиром Путиным внезапно утраченную уверенность. Не тут-то было, коллеги министры не пустили его даже в зал Совета и выслали навстречу одну Могерини.

«Госсекретарь США Майк Помпео, — отмечалось позже в сообщении пресс-службы, — встретился сегодня с Высоким представителем ЕС по иностранным делам Федерикой Могерини на полях саммита НАТО. Госсекретарь Помпео и Высокий представитель обсудили широкий диапазон проблем, вызывающих взаимное беспокойство Соединённых Штатов и Европы». А о том, что их действительно беспокоило, ни слова!

А беспокоил Помпео, вероятно, призрак Помпеев! Ему вдруг померещилось, что всё уже началось. Что его собственные труды и труды всего американского истеблишмента вдруг увенчались успехом — паче чаяния! — и Везувий разверзся. Бывшие союзники захлопывают двери, и он остаётся один под открытым небом, с которого сыплется чёрной тучей пепел отмщения.

Чтобы картина Брюллова не стала явью, есть только один способ — договариваться с Москвой. Та, завидев тучу, не захлопывает боязливо дверь для переговоров. Москва ждёт, по-прежнему ждёт. И от этой мысли Помпео вдруг прошиб холодный пот: «Москва уже не ждёт! Я же не полетел в Москву!»

Вот почему, когда госсекретарь узнал, что ещё можно полететь в Сочи, это уже был другой человек. И больше он уже не колебался, но и риторику поменял. Все отметили, что Бочаров ручей посетил уже какой-то другой Майк Помпео — возможно, тот, который хочет избавиться от тени Помпеев.

Может, это и был первый день нового Помпео?

Он отказался от жёсткой риторики, твердил о необходимости поиска совпадения интересов — и не знал, где их найти. Может, в борьбе против терроризма? С чего-то ведь надо начинать восстанавливать то, что разрушено двумя администрациями США, прежней и нынешней?

Но восстанавливать будет явно не Помпео. Для этого нужно, чтобы Россию посетил человек, занимающий вполне определённую должность, — см. начало статьи.

«Госсекретарь США Майк Помпео надеется на "новую фазу" в отношениях с Россией, но не может наверняка сказать, будет ли проведена новая встреча президентов США и России Дональда Трампа и Владимира Путина. В качестве одной из точек совпадения интересов двух держав Помпео назвал борьбу с терроризмом», — заявил госсекретарь в интервью телеканалу ABC уже по возвращению в Америку.

А вот дословно то, что сказал Владимир Путин: «Россия — не пожарная команда, мы не можем спасать всё подряд, особенно то, что зависит не только от нас». И из этих слов президента становится понятно, о чём, собственно, просили американцы Россию: помочь им избежать провала там, где они сами напортачили, а именно в «делах» с Ираном и КНДР. 

Думается, если уж спасать нас всех от Помпеев, то с Россией нужно говорить по всему спектру проблем и с учетом её интересов, а не по отдельным эпизодам, которые складываются всё в ту же картину.

Необходимо американцам менять саму концепцию, а не её пазлы.