Прошедшая неделя для России и Беларуси ознаменовалась продолжением переговоров на высоком уровне. Причём в офлайне, а не по телефону. Итак, 2 сентября глава МИД Беларуси Владимир Макей встретился с российским коллегой Сергеем Лавровым в Москве.


Фото: МИД Беларуси

Официальные сообщения о встрече по традиции содержат немало формулировок о «широком круге вопросов белорусско-российских отношений», «сотрудничестве на международной арене» и т. п. Это ритуальное подтверждение намерения и дальше быть союзниками. Важно другое. Речь шла о поэтапном снятии ограничений на поездки в Россию из Беларуси и в обратном направлении. Вопрос очень актуальный. Кстати, его очень часто задавали этим летом избиратели на встречах с доверенными лицами Лукашенко.

На момент написания этого текста большинство рейсов в Россию было закрыто. Легально можно путешествовать только на автобусах в Москву и Санкт-Петербург. Делать это могут далеко не все. Действует масса ограничений как для граждан России, так и для обладателей белорусских паспортов. Между тем для многих жителей Беларуси, относительно небольшой страны, выезд за рубеж всегда был одним из чувствительных вопросов.

В период «ковидных» ограничений республика оказалась почти изолирована от соседей. А ведь за границей у многих есть родственники, знакомые, туристические и бизнес-интересы. Немалая часть всего этого связана именно с Россией. Граница с ней почти закрыта на протяжении примерно полугода. Это очень долго. Уже развился отдельный сегмент чёрного рынка, где предлагаются услуги по переправке в Россию и обратно. Возят по болотам на вездеходах, делают для желающих удостоверения водителей-дальнобойщиков (это фактически пропуск через границу) и т. д. Пользоваться такими услугами дорого и опасно. Люди ждут, когда же им вернут легальную возможность.

Надежду на решение вопроса даёт не только встреча Макея и Лаврова. Ещё в понедельник, 31 августа, в столице России побывал директор департамента по авиации Минтранса Беларуси Артём Сикорский, а также представители структур санэпиднадзора Беларуси. Они провели переговоры с российскими коллегами. Подписан пока что предварительный документ; за ним должен последовать конкретный план поэтапного возобновления транспортного сообщения.

Как известно, на минувшей неделе было заявлено и о скорой встрече Лукашенко и Путина. Очевидно, что на ней одной из главных тем будет открытие границы, а значит и рестарт ж/д и авиасообщения.

А теперь вернёмся к официальному описанию встречи Макея и Лаврова. МИД Беларуси в своём релизе написал следующее:

«В контексте проведения VII Форума регионов Беларуси и России, запланированного на 28–29 сентября 2020 г. в г. Минске и Минской области, подробно остановились на межрегиональных связях, которые являются значимой составляющей российско-белорусских отношений и способствуют раскрытию потенциала торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества двух стран».

Этот пассаж означает, что весьма вероятен визит Путина в Минск в конце сентября. В последние годы такие белорусско-российские форумы не обходятся без участия двух президентов.

Ранее предполагалось, что на аналогичный форум приедет в октябре и Владимир Зеленский. Однако этим планам вряд ли суждено сбыться: 5 сентября глава МИД Украины Дмитрий Кулеба ещё раз подтвердил, что контакты с Беларусью приостанавливаются. Так что с южным соседом отношения пока заморожены, если не сказать подпорчены. С западными соседями, очевидно, дела обстоят не лучше.

На фоне такого тотального ухудшения отношений со всеми соседями вероятный сентябрьский визит Путина будет очень важен для руководства Беларуси. Фактически Москва, если смотреть на ближайшее географическое окружение, остаётся для республики последней соломинкой на международной арене.


Фото: Минпром Беларуси

Теперь о другой встрече высокопоставленных чиновников. На неделе были переговоры белорусского министра промышленности Петра Пархомчика и министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова. На ней были главы крупных машиностроительных предприятий Беларуси, как государственных, так и частных.

Важно, что присутствовал основной владелец и фактический руководитель «Амкодора» Александр Шакутин. Его бизнес в Беларуси переживает не лучшие времена. Например, приходится банкротить холдинг «Салео», производящий гидравлику. При этом Шакутин стремится развивать российскую часть своего холдинга, которая опирается на заводы в Брянской области и Карелии. Для него важно укрепляться на рынке РФ. Да и не только для него.

Поэтому тот факт, что по итогам встречи «Росагролизинг» согласился повысить «потолок» лизинга белорусской техники с 48 до 60 месяцев, большое достижение для Беларуси. В непростой политической и экономической обстановке для предприятий важно иметь сбыт продукции на основном рынке, то есть российском.

Далее. У сторон есть подвижки по газовому направлению. В Минске побывал глава Минэнерго России Александр Новак. Он назвал цену вопроса начала переговоров о стоимости газа на 2021 год. Для этого белорусская сторона должна погасить задолженность, на которой настаивает «Газпром», 328 млн долларов.


Фото: president.gov.by

Как известно, на неделе Минск посетил и премьер Михаил Мишустин. Обратим внимание вот на какую его фразу:

«Хотел бы поприветствовать все решения, которые сегодня мы уже обсудили и которые были приняты по взаимным нашим вопросам, связанным с оплатой по энергоносителям. Мы достигли с вами всех договорённостей».

То есть надо понимать, что Минск или заплатит тот самый счёт за газ, или есть какие-то договорённости о реструктуризации долга, уступках в других сферах… В любом случае переговоры о цене на газ на следующий год, вполне вероятно, пройдут не под рождественской елью, как бывало ранее и ничего хорошего в отношения двух стран не вносило.

Интересным поворотом на встрече Мишустина и Лукашенко было то, что белорусский президент заявил о перехвате разговора:

«Вчера или позавчера, я точно не помню, до выступления Меркель (она заявила, что ему Навальному хотели закрыть рот), мы перехватили разговор. Мы так понимаем, Варшава разговаривает с Берлином. Два абонента на связи. Перехватила наша радиоэлектронная военная разведка…»

Заявление наделало шуму. Все ждали, что будет обнародована запись с голосами Меркель и Дуды, не меньше. Но в итоге по белорусскому госТВ показали расшифровку странной беседы. Общаются некие Ник и Майк. Кто такие — непонятно. Ничего сенсационного в разговоре не сообщается.


Естественно, шутники из соцсетей разразились целой серией мемов. В русском переводе беседы Ника и Майка белорусский президент назван «крепким орешком». Народная сатира придумала на этот счёт выражение «крепкий картошэк». Ниже ещё образцы мемов.


В общем, попытка белорусских властей опровергнуть западную версию об отравлении Навального вышла неубедительной. Хотели помочь российским коллегам из Кремля в информационном поле, а получилась медвежья услуга.

Сам по себе интерес официального Минска к Навальному явление достаточно новое, несмотря на то что у Беларуси и России инфополе во многом пересекается… Даже не так. Скорее, российское инфополе влияет на Беларусь. Так вот, несмотря на это, Навальный не так часто обсуждался в Беларуси. Белорусская оппозиция далеко не всегда спешила с ним солидаризироваться. Обратного влечения тоже не наблюдалось, то есть «любовь» не складывалась.

В последнее время всё стало меняться. Не так давно мы уже затрагивали эту тему. Навальный начал работать в медийном поле по белорусской теме. Правда, мягко говоря, не совсем компетентно. Он даже не смог правильно произнести фамилию Виктора Бабарико. К тому же очевидно, что большая часть знаний о Беларуси для него не результат вдумчивого изучения ситуации, а поверхностное изучение интернет-источников.

Тем не менее на волне протестов некоторые жители Беларуси стали больше интересоваться этим общественно-политическим деятелем. Новость о впадении в кому вызвала большой ажиотаж. Может быть, поэтому власти Беларуси решили вмешаться в эту медийную историю. Вряд ли они получили ожидаемый результат.

Иногда создаётся впечатление, что в информационной сфере в Беларуси со стороны государства важные решения принимают или тайные вредители, или просто непрофессионалы. Вместо погашения протестных настроений они только подпитывают протест. Очередной подпиткой и стала «плёнка» разговора Ника и Майка. Причём она напрямую затрагивает и российское информационное поле. Как белорусская сгущёнка, это продукт и для внутреннего рынка, и на экспорт. Сгущёнка получается намного лучше.

Теперь немного о внутренней подпитке протестов. Сейчас белорусской власти приходится активно использовать силовые структуры, что вполне объяснимо. Не всегда понятна странная тактика использования «государственных дубинок». Во-первых, силовики продолжили препятствовать работе журналистов, что не может остаться в тайне, просачивается в общее инфополе и зачастую не имеет чёткого оправдания, а значит становится раздражающим фактором для протестующих. Мало того, что журналистов задерживают, многих собкоров иностранных СМИ лишили аккредитации. Это очередной гвоздь, забитый в гроб белорусской многовекторности, которая всегда считалась коньком внешней политика Минска.

Начало учебного года, несмотря на ожидания некоторых наблюдателей, не стало концом протестов. Несанкционированные акции стали буднями студенческой жизни и привели к жёстким действиям силовиков. Далее можно ожидать массовых отчислений студентов из вузов. Скорее всего, формально это будут не политически мотивированные действия. В документах укажут иные причины, но окружающие поймут истинную подоплёку.

Западные вузы охотно примут академических политбеженцев. Такое бывало и ранее. Позитивный результат Беларусь от этого не получает. Или происходит утечка мозгов, или из-за рубежа в страну возвращаются хорошо подготовленные оппозиционеры. Это цена позднего реагирования на политические запросы молодёжи. Государственные идеологи не смогли убедить её в правильности курса «партии», а силовики окончательно сделали врагами власти.

Продолжаются в столице Беларуси и массовые воскресные «гуляния». После массового марша 6 сентября милиция провела ряд жёстких задержаний. Опять же, это только подогрело протестные настроения, ведь многое происходит на глазах у людей в центре города. Более того, зачем-то некоторые силовики продолжают работать в штатском, используют машины без опознавательных знаков и номеров, действуют брутально.

К примеру, группа людей в масках и с резиновыми дубинками буквально разгромила стеклянную дверь в кафе в центре города. В заведении, по данным милиции, были участники массовой несанкционированной акции. На самом деле вот уже не первую неделю в Минске половина находящихся в центре людей является таковыми. По какой-то причине решили «взять» именно тех, кто был в кафе.


Мы не знаем всех обстоятельств. Возможно, в кафе укрывались действительно не самые мирные протестующие, но всё же там были и другие люди. Вряд ли они испытали позитивные чувства, когда стеклянную дверь начали громить люди в штатском.

Позже МВД официально подтвердило, что это были именно сотрудники органов. И это очередной негатив «в карму» белорусской милиции, которая годами создавала имидж одного из самых тактичных полицейских ведомств в Восточной Европе.

На этом фоне раздражающе выглядит заявление главы МВД Юрия Караева о том, что более гуманной, выдержанной и хладнокровной милиции нет нигде в мире.


Безусловно, генерал милиции не тот человек, который будет в такой полуреволюционной обстановке демонстрировать слабость. Однако и силу демонстрировать тоже можно по-разному. Сейчас это делается так, что МВД только провоцирует радикалов на дальнейшее ведение интернет-баз с личными данными сотрудников и рассылку сообщений с угрозами. А в глазах обывателей у милиции просто падает авторитет, что не есть хорошо. В интернете уже появились призывы создавать народные дружины. Вряд ли кому-то удастся заместить ими огромный правоохранительный аппарат, но сам по себе факт говорит о высоком уровне недоверия к правоохранителям. Ведь дружины хотят делать в первую очередь не для охраны общественного порядка, а, по сути, для ведения гражданской войны.


А сейчас перейдём к немного другой теме. Здоровье Навального сейчас под большим вопросом. В медийном поле он не действует. Но по Беларуси ещё до инцидента с Навальным стал работать Максим Кац. В его блогах очень интересная смесь точных оценок белорусской ситуации с некомпетентностью. Кац, несмотря на второй компонент, набирает в стране популярность.


К примеру, Кац эксплуатирует распространённый стереотип о том, что в Беларуси мирно уживаются люди из католической и православной среды. Это очень спорное утверждение. С одной стороны, две конфессии действительно дружат, с другой есть ряд проблемных и конфликтных зон, о которых не принято говорить вслух. Поэтому заявлять о полном религиозном мире в Беларуси это значит потакать некоторым местным пропагандистам, которые замечают только позитив.

Кац также отмечает в своём блоге о росте сектора ИТ, не понимая или обходя внутрибелорусский спор о том, надо ли было давать льготы ПВТ и является ли ИТ локомотивом местной экономики.

Блогер верно замечает, что Беларусь в своём регионе не настолько большая, но и не настолько малонаселённая страна. Отсюда его вывод: нет нужды любой ценой выходить на международные рынки, достаточно своего внутреннего. Данный тезис с реальностью имеет мало общего. Если изучить, куда продаётся львиная доля продукции целых секторов промышленности, то понятно, что без экспорта многие предприятия не выживут. 

«Беларусь сможет расти за счёт внутреннего спроса достаточно долго», говорит Кац, в упор не замечая ту же проблему перепроизводства сахара, который из-за цены неконкурентоспособен ни на основном российском рынке, ни на других. А в Беларуси столько сладкого товара продать просто нереально.

Другое странное утверждение. По словам Каца, нацвалюта в стране трижды менялась за 25 лет. Вообще-то менялся только внешний вид, вводились новые банкноты, но это же не изменяет саму природу местных денег. Механизм их обеспечения прежний. Кац справедливо вспоминает о волнах инфляции и о девальвации. Так вот, нерешённость этих проблем напрямую свидетельствует, что суть не менялась. Банкноты разные проблемы одинаковые. Хотя в 2015–2019 гг. удавалось сохранять относительную стабильность рубля.

«Важный фактор огромная зависимость от России, совершенно не необходимая», — это ещё один странный тезис Каца, который в том же видео говорит об общем информационном пространстве двух стран и рекламирует приложение для пользователей криптовалюты. Реклама актуальна и для белорусского рынка.

Кроме того, Кац произносит любимую мантру части аудитории о том, что государство не может управлять эффективно. Опять же, это очень спорный тезис. В одних сферах он оправдывает себя, в других показывает свою несостоятельность.

Тезисы Каца можно ещё долго анализировать. Повторимся, что блогер завоёвывает всё больше симпатий белорусской протестной публики, а это даже не десятки, но сотни тысяч людей. Кац может стать для них авторитетом. Это опасно, потому что блогер, как уже говорилось, сочетает в себе отличное понимание ситуации и некомпетентность. Такой авторитет может привести к пропасти…

А пока он на пике славы, и новые белорусские политики не прочь солидаризироваться с Кацем. Например, Мария Колесникова, глава штаба Бабарико, взяла у него интервью. Видео ниже. Если коротко, то всё это видео по большому счёту обмен комплиментами двух политиков.


Обратим внимание на такую деталь. Во время этого разговора Колесникова пояснила, что её команду до основной даты голосования спрашивали, будут ли они звать людей на площадь в день выборов. Политик подчеркнула, что тогда ответ был чётким: «Нет». По её мнению, народ тогда сам должен был решить, что делать. То есть логика такая: мы на площадь «майданить» никого не зовём, пусть народ решает сам. Хотя известно, что никакой народ не решал сам, его призывали выйти протестовать другие оппозиционные блогеры. Нельзя утверждать, что они связаны с Колесниковой. Это далеко не факт. Но то, что она пользуется плодами этих блогеров, очевидно.

***

В качестве заключения отметим следующее. Белорусский протест не так однозначен. Пока что не прошла стадия всеобщего бунта, который консолидировал людей самых разных социальных групп и взглядов. Сейчас у них есть только одна общая идея смена власти. Одни хотят радикального сценария, другие согласны на цивилизованный транзит.

У протеста по-прежнему нет общего лидера. Постепенно начинается конкуренция за эту должность. Кандидаты разные. К идее союзных отношений они относятся и враждебно, и позитивно, и нейтрально. Делать ставку на кого-то Кремль пока не может. С другой стороны, понятно, что белорусское общество уже не станет другим и сейчас оно не так управляемо властями, как раньше. Так или иначе, но конфигурация власти будет меняться. Все влиятельные соседи будут говорить о неприемлемости вмешательства извне, но все будут продолжать вмешиваться.

Светлана Тихановская находится в Литве. Неизвестно, за счёт каких ресурсов она существует. Политик периодически солидаризируется с членами Координационного совета, куда входят Павел Латушко, заявивший несколько раз, что строить стену на границе с Россией недопустимо. В то же время вот как Тихановская прокомментировала встречу Мишустина с белорусскими властями:

«Я всегда говорила и повторяю, что суверенитет не может быть предметом переговоров или торга. Я сомневаюсь, что любые решения и договоры, которые могут быть подписаны Лукашенко, будут признаны новым правительством. Причина этого известна: народ отказал Лукашенко в доверии».

То есть предлагается явно антироссийский взгляд на переговоры с Кремлём. Они, как нередко считают на Западе, очевидно связаны с угрозой белорусскому суверенитету. Так как Тихановская сама по себе не имеет ресурсной базы для существования, то можно предположить, что данное её заявление не есть дискурс самой Тихановской. Кто-то передаёт через неё это послание белорусскому обществу, она лишь посредник. А это может быть одним из признаков внешнего влияния. Так что Россия и Запад уже вмешиваются и будут вмешиваться в белорусскую ситуацию, просто у каждого из них свои методы.

В данной ситуации главное избежать эскалации конфликта внутри страны; провести грамотный и мирный транзит власти (или трансформацию власти); найти точки соприкосновения с Россией и Западом, не забывая об интересах республики. Пока что все три позиции под большим вопросом…