3 июня в должность вступил новый чрезвычайный и полномочный посол России в Республике Беларусь Дмитрий Мезенцев. Уже на следующий день состоялся его брифинг для белорусских журналистов.

До того как возглавить российское посольство в Беларуси, Мезенцев успел побывать в должности губернатора Иркутской области и генерального секретаря Шанхайской организации сотрудничества.

Именно к журналистам Мезенцев обратился в первую очередь, пообещав со своей стороны и со стороны посольства максимальную открытость: «Никаких закрытых дверей для белорусских журналистов не будет... Я понимаю, с учётом моего дипломатического опыта и в китайской столице генеральным секретарём ШОС, что любая дипломатическая практика характеризуется рядом черт: открытостью, искренностью, максимальным вниманием к людям. И мы хотели бы, чтобы двери российского посольства были широко распахнуты для наших коллег и друзей».  

Впрочем, открытость новый посол пообещал не только журналистам, но и всем гражданам Беларуси, упомянув, что только так можно преодолеть «…[возникшую в последнее время] настороженность белорусов к соседям».

По словам Мезенцева, он собирается внимательно отслеживать возникающее в белорусском обществе напряжение по отношению к России и разъяснять все вызывающие вопросы моменты во взаимоотношениях двух стран.


Данная фраза — прямая отсылка к Союзному договору, а также переговорам по пересмотру и развитию его положений, которые в настоящее время ведутся  рабочей группой под председательством глав правительств РФ и РБ. «Абсолютно убеждён в том, что на данном этапе те предложения, которые готовят стороны по усовершенствованию Союзного договора и координации совместных шагов, подчёркивают, что потенциал Союзного договора велик и можно много сделать во благо двух стран на фундаменте учёта национальных интересов», — отметил Мезенцев.

По словам посла, президент России Владимир Путин, назначая его на эту должность, в первую очередь ориентировал его на сохранение «глубины и масштаба» белорусско-российских отношений.


Во время брифинга Мезенцев также поблагодарил горисполком Минска за содействие: 8 июня в столице Беларуси состоится концерт, посвящённый празднованию Дня многонациональной России. В концерте примут участие российские артисты (и это, очевидно, своего рода презент жителям столицы от нового посла), однако организация такого мероприятия в сжатые сроки была бы, конечно же, невозможна без всестороннего содействия минских властей. Содействие было оказано, и это добрый знак.

Нужно отметить, что брифинг получился очень коротким. Приведённое выше 13-минутное видео — это и есть весь брифинг, а совсем не произвольно вырезанный кусок. Впрочем, посол вряд ли просто так возвращался к теме открытости. Будем надеяться, что его первое общение с белорусской прессой было лишь презентацией, а формат будущих встреч в посольстве уже продумывают.

Пока Мезенцев вручал верительные грамоты и представлялся белорусским журналистам, в Санкт-Петербурге проходил ставший уже традиционным международный экономический форум (ПМЭФ).

Ещё в конце мая стало известно о намерении США проигнорировать мероприятие. «Мы можем подтвердить, что посол Хантсман не примет участия в ПМЭФ, посольство США в Москве не будет направлять своего представителя, как и американская правительственная делегация не отправится на форум», — заявил тогда посол США в России Джон Хантсман. Вряд ли в РФ по этому поводу сильно расстроились, тем более что форум посетил лидер КНР Си Цзиньпин, а также множество американских бизнесменов, проигнорировавших (в свою очередь) позицию своего правительства.

Несомненно, подводить итоги мероприятия пока рановато, тем не менее какие-то выводы можно сделать даже по «телеграфным» отчётам СМИ.

Судя по анонсированным в ходе форума сделкам, можно выделить «трёх китов», вокруг которых всё и вертелось:

— Инвестиции. Тут первую скрипку играли банки, в первую очередь государственные. Так, Сбербанк и Rambler Group договорились об операционном взаимодействии. Опять-таки Сбербанк, но уже в партнёрстве с ВЭБ и Газпромбанком намерены вложить 1,7 млрд долларов в проект группы «Акрон» (один из крупнейших мировых производителей минеральных удобрений). Похожую по масштабу инвестиций сделку финансирует ВЭБ самостоятельно: в Пермском крае и Томской области будут построены современные студенческие городки. Сумма инвестиций превышает 102 млрд рублей. В свою очередь, Сбербанк тоже вкладывает 100 млрд рублей и становится финансовым партнёром (строительство, девелопмент). В строительство вкладывается и Газпромбанк — там готовятся к выпуску ипотечных облигаций на сумму 350 млрд рублей в 2020–2021 гг.


В общем, только из того, что журналисты успели зафиксировать, госбанки отчитались о грядущих инвестициях на сумму не менее 700 млрд рублей.

— Энергетика. Тут сразу бросаются в глаза совместные проекты, анонсированные российскими и китайскими энергетиками. В частности, «Русгидро» и PowerChina (строительство ГАЭС в России), «Россети» и Китайская энергетическая инжиниринговая корпорация (займутся строительством и модернизацией электросетей на территории третьих стран), «Силовые машины» и Harbin Electric International (партнёрство в отрасли энергетического машиностроения). Кроме того, компания CNOOC приобрела у российского НОВАТЭКа 10%-ный пакет акций  в проекте «Арктик СГП-2». Ещё 10 приобрела китайская CNPC.


Само собой, такие проекты не возникают на пустом месте, и сразу чувствуется масштаб подготовительной работы, который предшествовал этим анонсам. Заодно проясняется, отчего делегация из КНР представлена сразу Си Цзиньпином.

— Технологии и коммуникации. Тут и вовсе нескучно. МТС договорилась с правительством Москвы о развитии 5G, что обойдётся МТС как минимум в 20 млрд рублей. В этой же сфере собирается работать и Ericsson (в партнёрстве с МТС), разрабатывая 5G-решения для «умных городов». Xiaomi и Mastercard заведут в Россию платёжный сервис Mi Pay.


Повторимся: это лишь часть того, о чём успели сообщить СМИ. Однако даже этого достаточно, чтобы признать нынешний ПМЭФ состоявшимся.

4 года назад темой ПМЭФ были антироссийские санкции, а также преодоление изоляции. Сегодняшний масштаб и разброс подтверждают, что изоляция так и не состоялась. А санкции дали эффект, на который их авторы вряд ли рассчитывали: стратегическое партнёрство с КНР из деклараций превратилось в реальность.

Активно инвестирующие госбанки — это тоже следствие санкций. И тоже не самое плохое.