На этой неделе в наших обзорах мы уделили много внимания как санкциям, которые постоянно готовят нам США, так и ответным мерам с нашей стороны. Нет, давать сдачи — дело нужное и правильное. Но неконструктивное: кроме морального удовлетворения, бонусов, считай, что и нет. Исправить это могут совместные проекты в рамках ЕАЭС, в частности связанные с криптовалютой.

Отношение к ней в странах ЕАЭС варьируется: сдержанный интерес (Казахстан), живой интерес, попытка легализации (Беларусь), сдержанное подозрение, попытки запретить. Однако на определённом моменте в дело вмешалась ЕЭК, члены которой заявили, что, прежде чем что-то запрещать, хорошо бы в рамках ЕАЭС выработать общее видение. Мы же, чуть отойдя от темы, заметим: это как минимум второй раз, когда ЕЭК урезонивает запретительные поползновения федеральной власти.


А дальше, собственно, новость. Президент Российской ассоциации блокчейна и криптовалют Юрий Припачкин подтвердил версию, ходившую с конца прошлого года на уровне слухов: в ЕАЭС разрабатывают собственную криптовалюту, её видят как первый шаг к общей (для ЕАЭС) расчётной единице. Как уже можно было догадаться, криптовалюта получила рабочее название «криптоалтын». Это своеобразное наследство, ведь расчётную единицу ЕАЭС, о которой говорят с начала 2010-х годов, уже давно зовут алтыном.

Правда, в отличие от просто алтына, его криптособрат может получить дополнительный функционал.

Как известно, Венесуэла в феврале запустила собственную криптовалюту (El Petro).


А уже в марте в журнале Time появился материал, где утверждалось, что с запуском El Petro Венесуэле помогала Россия. И тут уже даже неважно, насколько плотной была эта помощь. Либо, как утверждают источники издания, Владимир Путин чуть ли не лично благословлял этот проект, либо, что более вероятно, советники Мадуро по России Денис Дружков и Фёдор Богородский оказали ему в этом посильное содействие. Главное, что она была.

Фёдор Богородский — директор компании Aero Trading, обеспечившей ICO (предварительное первичное размещение) венесуэльской криптовалюты;

Денис Дружков — российский бизнесмен, сооснователь и генеральный директор гибридной криптобиржи zeus.exchange.

Изначальная идея биржи — торговля акциями за криптовалюту, но что мешает торговать венесуэльской нефтью за El Petro, конвертируя затем в доллары или любую иную валюту? В этом смысле оба проекта отлично сочетаются и даже Путина не нужно. Хотя не исключено, что высшее руководство РФ действительно внимательно наблюдало за проектом, усваивая опыт.

Так, уже в марте советник президента России и академик РАН Сергей Глазьев говорил: «Мы видим, что банки оказались очень уязвимыми от санкций, в том числе российские банки. Степень долларизации мировой экономики настолько высока, что американцы действительно с помощью своих санкций могут блокировать большие сегменты внешней торговли, и, естественно, это создаёт новый спрос на криптовалюты. Это объективно так, это касается не только России, но и всех стран, против которых американцы применяют санкции».


В апреле прозвучало и первое предметное предложение — использовать криптовалюту для обхода санкций в Крыму. «Есть проблема с банковским сектором — основные банки в Крыму не работают. Блокчейн это уход от банковской системы. Криптовалюты это способ ухода от расчёта американскими долларами. Это выход для Крыма. Мы обсуждаем способы обхода санкций. Один из способов создание криптовалютного инвестиционного фонда в Крыму, где мы сможем аккумулировать криптовалютные ресурсы, переводить их в фиатные, то есть обычные деньги, и использовать для реализации тех или иных инвестиционных проектов на крымской земле», заявил постоянный представитель Крыма при президенте РФ Георгий Мурадов.

Минфин РФ пока держится («У нас средством платежа является рубль, причём рубль может быть не только бумажным... Может быть любой электронный формат рубля, но это должен быть рубль, эмитированный ЦБ»), однако в министерстве соглашаются с тем, что криптовалюта может создавать возможности для обхода санкций.

Главное же, что криптоалтын проект не какого-то неясного и далёкого будущего. Примерный срок его появления  2020 год. Как раз хватит времени, чтобы уломать Минфин.

Вчера мы также писали о том, что ВЭБ на экономическом форуме в Санкт-Петербурге (ПМЭФ) подписал соглашение с «Роснефтью» и будет кредитовать её проекты на сумму до 400 млрд рублей. Как оказалось, это не единственный пример. Похожее соглашение заключил Сбербанк с компанией «Росатом». В частности, банк собирается финансировать создание ледокольного флота, а это, в свою очередь, проект жизненно важный как для «Росатома», так и для «Роснефти» и «Газпрома». Ведь ресурсная база обеих компаний смещается на север, и они будут всё больше зависеть от Северного морского пути.


Как мы помним, в США не так давно сетовали на то, что по количеству и качеству ледоколов Россия Америку обскакала и отставание нужно срочно ликвидировать. Теперь ликвидировать придётся ещё активнее.

Кстати, «Роснефть» будет добывать нефть и в Ираке, на только недавно разведанном месторождении Салман (юг Ирака, недалеко от границы с Саудовской Аравией). Помимо этого, на ПМЭФ было подписано соглашение о сотрудничестве с правительством Иракского Курдистана (север страны).

Экономический форум на этой неделе прошёл не только в Санкт-Петербурге, но и в Гомеле. Инфраструктурными фондами с бюджетом в 50 миллиардов долларов Гомель, конечно, похвастаться не может. Но на 0,48 млрд долларов соглашения подписали.