Спустя два месяца с начала поствыборного политического кризиса в Беларуси можно констатировать, что он не привёл к результату, на который рассчитывали лидеры оппозиции. Санкции Александра Лукашенко не напугают, силовой и дипломатический блоки сохранили лояльность, реализовать протест через рабочие коллективы не получилось. Протестующим не дали разбить лагерь на одной из минских площадей, создав тем самым стабильную телекартинку. Наконец, даже увольнения сотрудников государственных телеканалов не смогли парализовать работу телевидения, и государство сохранило возможность влиять на информационную повестку. 

Однако на этом плюсы ситуации исчерпываются. Сегодня Беларусь оказалась в серьёзном политическом кризисе, который характеризуется противостоянием власти и (части) общества, противостоянием внутри общества и готовностью к насилию по политическим убеждениям. Последний раз нечто похожее республика переживала, пожалуй, в середине 90-х годов.

Исправить создавшееся положение (хотя в данном случае слово «исправить» не вполне уместно) руководство республики намерено проведением конституционной реформы. Соответствующий план белорусские власти обнародовали ещё в начале сентября, представив его России и ОБСЕ. Хотя идея изменения конституции Беларуси проговаривалась её руководством как минимум с 2016 года.



Полная версия доклада под редакцией шеф-редактора СОНАР-2050 Уралова Семёна Сергеевича доступна для скачивания по ссылке (.pdf).