2018 год подходит к концу, а решение относительно компенсации Беларуси потерь от налогового манёвра до сих пор не оглашено. Однако уже сейчас можно говорить о том, что каким бы оно ни было, оно уже повлияло на бюджет республики.

Так, министр финансов РБ Максим Ермолович говорит, что бюджет «сформирован исходя из консервативного сценария работы экономики... В доходах бюджета уже заложены потери, связанные с этим налоговым манёвром, которые составляют более 600 млн белорусских рублей в 2019 году». Однако это не единственная оценка. По словам президента РБ Александра Лукашенко, потери могут быть и большими — 400–500 млн долларов (т. е. 850–1050 белорусских рублей).

Впрочем, глава Минфина РБ сохраняет надежду на достижение  договорённостей. Что же до последствий для бюджета, он поясняет, что в случае, если компенсационные выплаты будут согласованы, они поступят не в бюджет напрямую, а в специальный резервный фонд президента РБ. Т. е. их распределение будет происходить в ручном режиме. Вероятно, это сделано с оглядкой на будущие годы, ведь впереди ещё несколько лет до окончания манёвра, и Беларуси придётся планировать расходы очень экономно.

Впрочем, не исключено, что с компенсацией произойдёт то же самое, что и с Межправительственным соглашением о взаимном признании виз. Ещё на прошлой неделе представители РФ говорили журналистам о том, что прогресса не видно. А теперь на интернет-портале правовой информации РФ выложили текст соглашения, а его подписание, как ожидается, состоится 25 декабря. В целом это обычная практика: даже договор о создании Союзного государства подписывался именно в декабре 1999 года.

Кстати, о договоре. На днях мы говорили о проблемах и перспективах его развития, а именно о направлениях дальнейшей интеграции. Эти вопросы обсуждались в ходе заседания Совмина Союзного государства в Бресте.


На событие, разумеется, обратили внимание в Польше и интерпретировали обсуждавшиеся вопросы (в частности, о создании общего эмиссионного центра) в силу собственного разумения. Gazeta Wyborcza вышла с заголовком: «Почему Владимир Путин хочет поглотить Белоруссию?». Ну что тут ответишь? Потому, что в Польше так решили. Куда ж теперь деваться?

Однако к фактам. Только лишь за 2018 год это уже которая попытка Владимира Путина поглотить Беларусь. Так, в конце октября эксперт Украинского института будущего Игар Тышкевич в интервью изданию «Факты» рассказал о том, как Кремль готовится к смещению Лукашенко.

Месяцем ранее польская Polityka стращала тем же самым. Вполне вероятно, что как раз её тезисы белорусский эксперт украинского будущего и ретранслировал.

Rzeczpospolita пугала читателей поглощением Беларуси Россией ещё в июле, т. е. за 2 месяца до статьи в Polityka. Причём она же умудрилась выпустить материал на ту же тему ещё в конце апреля. Если же задаться целью и подключить спортивный интерес, то только в польских СМИ Россия будет ежегодно захватывать Беларусь по 5 раз. И то лишь потому, что саму Польшу Россия наверняка готовится захватывать ещё чаще, тогда как количество месяцев в году ограничено.  

Дмитрий Песков, разумеется, выступил с опровержением таких планов. Учитывая вышесказанное, можно было этого и не делать: польские СМИ вполне уютно существуют сами в себе и своих представлениях о мире.

Между тем беспокоиться стоило бы совсем не о том, что напишет очередная Rzeczpospolita или Polityka. И уж тем более не Игар Тышкевич. А о том, что медиаосвещение едва ли не любого Союзного саммита превращается в подобие такой вот ежегодной польской свистопляски. И если от «Хартии'97» или «Белпартизана» мы, собственно, иного и не ждём, то читать ментальных близнецов журналистов Rzeczpospolita в российских СМИ — занятие удручающее.


Потому что, кроме вот этого отрывка, они, похоже, ничего из традиционной пресс-конференции Лукашенко российским СМИ не вынесли. Хотя стоило бы.


Между тем лучшим опровержением всех этих материалов может служить фигура вероятного преемника Юрия Хачатурова на посту Генсека ОДКБ — Станислава Зася (Беларусь). Согласно последней информации, его поддержали уже 3 страны — члена ОДКБ: Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан. А учитывая поддержку двух последних, наверняка и Россия.