25 марта президент США подписал документ о признании суверенитета Израиля над Голанскими высотами. Накануне заявление Дональда Трампа о намерении признать Голанские высоты израильской территорией вызвало неоднозначную реакцию в мире. Ведь принадлежавшие Сирии Голаны были захвачены Израилем в ходе Шестидневной войны ещё в 1967 году. А в 1981 году кнессет принял «Закон о Голанских высотах», в котором в одностороннем порядке был провозглашён суверенитет Израиля над этой территорией. Часть Голанских высот (одна треть) остаётся под контролем Сирии. Аннексия была признана недействительной резолюцией 497 Совета Безопасности ООН 17 декабря 1981 года. И заявление Трампа о том, что «спустя 52 года настало время для США полностью признать суверенитет Израиля над Голанскими высотами», вызывает множество вопросов к последовательности внешней политики Вашингтона.

Естественно, что заявление Трампа было пылко поддержано Нетаньяху: «Во времена, когда Иран пытается использовать Сирию в качестве платформы, чтобы уничтожить Израиль, президент Трамп смело признаёт суверенитет Израиля над Голанскими высотами. Благодарю вас, президент Трамп!» При этом он отметил, что Голанские высоты представляют чрезвычайную стратегическую значимость, а также важность в области безопасности для израильского государства и региональной безопасности.


Давно уже известно о том, что правительство Биньямина Нетаньяху настойчиво добивается от Вашингтона признания израильского суверенитета над Голанскими высотами, находящимися с 1967 года под контролем Израиля. А тут пришедший во власть «самый произраильский президент США», пообещавший Нетаньяху продвигать в США признание Голанских высот израильскими, и визит в Израиль Помпео, которому Нетаньяху заявил, что Израиль навсегда останется на Голанских высотах.

И вот Госдеп США впервые назвал Голанские высоты «контролируемыми Израилем», хотя ранее Вашингтон называл эту территорию оккупированной. Изменена и ещё одна формулировка. Так, в прошлогодней версии доклада Госдепа одна из секций носила название «Израиль и оккупированные территории», в то время как в этом году эта секция называется «Израиль, Голанские высоты, Западный берег реки Иордан и сектор Газа». А ведь ещё три года назад, ещё при Бараке Обаме, США голосовали в ООН за резолюцию, осуждающую позицию Израиля в том, что «он никогда не откажется от Голанских высот». Сирия всегда настаивала на том, что она не пойдёт на мирное соглашение с Израилем, если последний израильский гражданин не покинет Голанские высоты. Однако последние прямые мирные переговоры при посредничестве США между двумя конфликтующими сторонами были сорваны в 2000 году. И после этого уже Турция выступала посредником в непрямых переговорах в 2008 году — результат тот же.

Прибывший 20 марта в Иерусалим госсекретарь США Майк Помпео в рамках своего ближневосточного турне признался, что верит в то, что «божественной волей президент Дональд Трамп может быть призван спасти еврейский народ». Ситуацию с «произраильским» президентством Трампа госсекретарь США считает «работой Господа» (?!). И далее ещё сакральнее: «Как христианин я, конечно, верю, что это возможно», — сказал Помпео в ответ на вопрос о том, является ли Трамп новой Эстер (в русском варианте — Эсфирь, библейская царица, убедившая персидского царя не истреблять еврейский народ).

Визит Майка Помпео в Иерусалим, а также предстоящая встреча Биньямина Нетаньяху с Дональдом Трампом происходят за несколько недель до парламентских выборов в Израиле. Израильская оппозиция считает, что администрация Трампа своими действиями подыгрывает действующему премьер-министру. Трамп же своим заявлением, грубо нарушающим нормы международного права, прежде всего высказал свою политическую поддержку и «подставил плечо» близкому ему по духу Нетаньяху, над которым нависла реальная угроза отставки и даже тюремного заключения из-за громкого коррупционного скандала.

Кстати, о том, чтобы Соединённые Штаты признали требование, по Голанам Нетаньяху впервые высказался на своей первой же встрече в Белом доме с Трампом в феврале 2017 года. Даже J Street, либеральная израильско-американская лоббистская группа, раскритиковала действия Трампа, заявив, что преждевременное признание США суверенитета Израиля над Голанами является провокационным шагом, который нарушает международное право: «Ясно, что этот циничный шаг Трампа связан не с долгосрочными интересами США или Израиля, а скорее с вручением ещё одного политического подарка премьер-министру Нетаньяху в надежде повысить его шансы на переизбрание в следующем месяце».

По своим политическим последствиям и резонансу это заявление, озвученное накануне визита в Вашингтон Биньямина Нетаньяху, может быть сравнимо с решением о переводе посольства США в Иерусалим и признанием его столицей Израиля, принятым американским президентом в 2017 году в ультимативном порядке.

В ЕС тем временем подчеркнули, что по-прежнему не намерены признавать Голанские высоты частью израильской территории. «Позиция ЕС не изменилась. Евросоюз в соответствии с международным правом не признаёт суверенитета Израиля над территориями, оккупированными им с июля 1967 года, включая Голанские высоты, и не рассматривает их как часть израильской территории», — заявила представитель дипслужбы ЕС Майя Косьянчич, обосновав тем, что такое признание израильского суверенитета нарушит резолюцию Совета Безопасности ООН, «которая исключает возможность приобретения территории в результате военных действий».

Заявление Трампа было сюрпризом даже для сотрудников из окружения президента. А генеральный секретарь Лиги арабских государств Ахмед Абул Гейт дал понять, что заявление Трампа «находится за пределами норм международного права». Трампа опять упрекнули за их грубое нарушение, что, впрочем, ему слышать не впервой. И мнением международного сообщества в данных вопросах он интересовался в последнюю очередь.

Есть мнение, что таким образом Трамп хочет окончательно выйти из сирийского конфликта, но, во-первых, все, кроме Израиля, считают Голанские высоты частью Сирии, то есть своим решением США полностью испортят отношения со странами Ближнего Востока, а Вашингтон всегда стремился поддерживать баланс в отношениях с Израилем и арабами. Во-вторых, своим заявлением Трамп, по сути, признаёт, что США не удалось добиться тех целей, которые они ставили перед собой в начале войны в Сирии.

Необходимо акцентировать внимание и на том, что, по мнению многих западных экспертов, после данного решения у США «нет никакого морального права критиковать Россию за действия в Крыму» и заявление Дональда Трампа может значительно усложнить планы Белого дома по продвижению несколько раз переносившегося ближневосточного мирного плана. Нонсенс — США не признают российским Крым, который более 200 лет был в составе России, но готовы признать израильскими Голанские высоты, захваченные Израилем 52 года назад.

А вот американский политолог Ариэель Коэн (Валерий Коган, ранее израильский магистр политологии) по этому поводу утверждает: «Мы все знаем, какой это был референдум в Крыму. Есть ключевая разница между аннексией Крыма и израильской аннексией Голан. Голаны, в отличие от Крыма, были получены Израилем в результате оборонительной войны. С Голанских высот по кибуцам Израиля более 20 лет велись прицельные артобстрелы. И более того, в 1967 году, перед началом войны, из Сирии, из Ирака силы концентрировались по границам Израиля, в том числе на Голанах. Это была оборонительная война. Израиль имеет полное право эту территорию теперь аннексировать».  Вот такая позиция американо-израильского эксперта.

В ходе интервью телеканалу Sky News журналисты напомнили М. Помпео, что Вашингтон ввёл антироссийские санкции после вхождения Крыма в состав РФ, а теперь собирается признать Голаны израильскими, и поинтересовались, не считает ли госсекретарь это политикой двойных стандартов. «Нет, вовсе нет. Действия президента по отношению к Голанским высотам — это признание реального (!) положения дел на местах и ситуации в области безопасности, необходимой для защиты Израиля», — ответил Помпео, при этом отвергнув утверждение о том, что решение по Голанам нарушает резолюции Совбеза ООН, и подчеркнул, что США таким образом «стремятся обеспечить стабильность на Ближнем Востоке». Далее Помпео разворачивает мысль по фэнтези: «Это в полной мере соответствует реальному положению дел на местах, фактам на местах... Соединённые Штаты — это силы добра в регионе, наши намерения благородны. Решение, принятое президентом, расширит возможности для стабильности во всём регионе».

Однако, если Трамп признаёт Голаны, это демонстрирует, что одностороннее изменение государственных границ, которое в теории не признаётся международным сообществом, на деле может быть реализовано. В этом смысле ситуация с Голанскими высотами сравнима с присоединением Крыма, но Россия вряд ли станет апеллировать к прецеденту с признанием Голанских высот, защищая свою позицию, полагают западные эксперты. В то же время ситуация вокруг Голанских высот размывает аргументацию противников присоединения Крыма, которые настаивают на важности мнения международного сообщества по этому вопросу.

Тогда и Крым тоже можно признавать, почему бы и нет, ведь создан прецедент, тем более референдум по вопросу присоединения к России был проведён, а войны не было. То есть при желании и политической необходимости есть все шансы получить международное признание. По крайней мере, можно смело ставить вопрос об этом, исходя из постулата «если им можно, почему нам нельзя?». Для такого развития событий нужно немного — надо быть стратегическим союзником (не партнёром!) США. Израиль является таковым, а Россия нет, последняя даже уже вероятный противник. Поэтому и шансов на признание Крыма нет.

Что ж, Ближний Восток, ждите…