В Минобороны России заявили, что сирийская кампания против террористической организации, известной как ИГИЛ, вступила в завершающую стадию. «Сегодня остаётся лишь завершить наступление на юго-востоке Сирии вдоль реки Евфрат. Здесь сейчас идут активные действия. Террористы ещё сопротивляются, но их участь предрешена», — заявил замглавы Минобороны РФ Александр Фомин в интервью изданию «Газета.Ru».

Как можно судить со слов чиновника, наиболее серьёзной проблемой в Сирии сегодня являются даже не столько террористы, которых постепенно дожимают, а разминирование освобождённых территорий.

«Готовность направить свои инженерные подразделения в Сирию уже подтвердили Ереван и Белград, к ним могут присоединиться китайские сапёры. Некоторые страны вызвались оказать финансовое содействие в этом вопросе», — рассказал Фомин.

Справедливость его слов подтверждает новостная лента. Только за 6 ноября в недавно освобождённом Дейр-эз-Зоре был обнаружен заминированный автомобиль с боеприпасом, содержащим химическое вещество (что, кстати, лишний раз подтверждает, какая из сторон конфликта использует химическое оружие). Ближе к концу дня там же подорвалась на фугасе группа российских военных и журналистов. «В результате взрыва пострадали четверо российских журналистов: Илья Ушенин (НТВ), Тимур Воронов (НТВ), Константин Худолеев ("Звезда") и Дмитрий Стародобский ("Звезда"), а также пятеро военнослужащих российского Международного противоминного центра, осуществлявших разминирование местности», говорится в сообщении пресс-службы Минобороны РФ.

Близость окончания военной кампании рождает логичный вопрос: а что дальше? Как сообщалось вчера, президент США Дональд Трамп собирался обсуждать с президентом России Владимиром Путиным ситуацию в Сирии во время форума АТЭС во Вьетнаме. Однако американский лидер: а) ошибся; б) опоздал. Текущую проблематику и послевоенное устройство в Сирии обсуждают совершенно на другой площадке в Астане, где ещё неделю назад стартовал 7-й раунд переговоров.


Однако пока Россия, Турция и Иран заняты деэскалацией напряжения в своих зонах ответственности, США, похоже, спешно лепят голема, который в Америке надеются сделать своим представителем в регионе. «Американские советники формируют... очередную "умеренную оппозицию", "Национальную сирийскую армию", основой которой стали группировки "Джейш Асуад Аш-Шаркия" ("Восточные львы"), "Куват Шахид Ахмад Абду" и "Лива Шухада Аль-Карьятейн" (Бригада шахидов "Аль-Карьятейна")», говорится в заявлении Центра по примирению враждующих сторон в Сирии, распространённом в конце прошлой недели. Видимо, судьбу этой «сирийской армии» и собирался обсуждать Трамп. А значит, намерение РФ сохранить за собой обе военные базы в Сирии (авиабаза Хмеймим и пункт МТО ВМФ в Тартусе), о котором стало известно со слов заместителя министра иностранных дел России Олега Сыромолотова, вполне логично и объяснимо. Впрочем, это не такая уж новость: ещё в 2015 году было известно о планах преобразовать МТО в Тартусе в полноценную российскую базу ВМФ. Кроме того, баз станет три: дипломат не упомянул о строительстве военной базы в районе деревни Хирбет Рас Аль-Ваар, о котором стало известно летом 2017 года.


Как нетрудно заметить, база расположена в глубине сирийской территории, что позволит не только прикрывать Дамаск, но и эффективно держать под контролем большую часть страны.

Создание новой армии американцами также может уходить корнями в июнь 2017 года. Тогда сообщалось о попытке США и России договориться о совместной российско-американской администрации на юго-востоке Сирии после его освобождения от боевиков ИГИЛ. Договориться тогда не получилось, а ведь именно на юго-востоке сегодня и разбираются с террористами. Таким образом, именно сегодня для США одна из последних возможностей впрыгнуть в уходящий поезд.  

В последнее время Россия и США даже слишком часто становятся фигурантами одних и тех же новостей, временами весьма курьёзных. Так, издание Le Soir опубликовало расследование, из которого следует, что сжиженный газ, продаваемый США Европе, покупается у российской компании «Сибур» на терминале в Усть-Луге.


Между тем один из аргументов США в пользу сжиженного газа — возможность не зависеть от поставок российского газа. Теперь же выясняется, что независимость эта примерно того же рода, что и у Украины, у которой газ «не российский, а реверсный». Разве что на более высоком уровне. Ну и кроме того, получается, что зависит от него уже не только Европа, но и сами США.

Здесь стоит вспомнить также августовский закон об антироссийских санкциях, подписанных Дональдом Трампом, и угрозах распространения санкций на компании, которые станут участвовать в строительстве «Северного потока — 2». Причина непереносимости «СП — 2» теперь окончательно ясна, однако как быть, если в РФ какими-нибудь очередными контрсанкциями запретят продавать американцам сжиженный газ для Европы? К слову, совсем недавно, 4 ноября, строители газопровода «Турецкий поток» уложили 448 км труб, что позволило достичь исключительной экономической зоны Турции в Чёрном море (позади примерно 25% работ).


Вопрос санкций возник и в Беларуси, правда, в несколько ином ключе. Тамошняя оппозиция, а именно Консервативно-христианская партия заявляет, что ЕС должен вернуть режим санкций в отношении руководства РБ. «Вместо того чтобы ввести санкции против тысячи этих пособников режима: судей, прокуроров, милиционеров, кэгэбистов, чиновников, их семей, а миллионам простых белорусов выдать бесплатные шенгенские визы, чтобы они увидели мир, как цивилизованно нужно жить, они играют с этим режимом в некую либерализацию», — фантазирует и фонтанирует идеями ответственный секретарь партии Алесь Чехольский. Всё это мы уже видели на Украине: оппозиции — безвиз, тирана и его пособников — посадить.Белорусская оппозиция в очередной раз подтверждает, что (независимо от названия партии) цель у оппозиционеров одна — умертвление собственной страны.