— Может ли глобальное спортивное событие быть вне политики?

— Формула «спорт вне политики» давно перестала действовать, по крайней мере скрывать разрыв между декларируемыми ценностями и реальной политикой всё сложнее. Глобальные спортивные состязания превратились в сражение за символический и репрезентативный капитал стран, которые претендуют на локальную и глобальную гегемонию. Спортивные структуры встроены в глобалистские институты, а значит, подчинены их логике управления и тем субъектам власти, которые являются там реальными игроками. Эти субъекты власти и управления, глубоко презирая общечеловеческие ценности, рассматривают спорт как свою «собственность» и инструмент решения политических задач. Именно поэтому политизация спорта в целом имеет ясно обозначенную тенденцию к росту.

Как с этой точки зрения можно оценить чемпионат мира — 2018?

— Любое крупное спортивное событие с мировым статусом так или иначе политизируется, хотя и по-разному. После Зимних Олимпийских игр 2018 года в Пхёнчхане России на ЧМ-2018 предрекались схожие последствия, однако, несмотря на все опасения, чемпионат состоялся без каких-либо помех. То, что в итоге организаторам с российской стороны удалось избежать политизации, можно оценить как очень хороший результат, что, впрочем, ещё не гарантирует негативных политических действий уже после его проведения.

— Как вы считаете, изменятся ли после чемпионата мира отношения России с другими мировыми политическими игроками? Почему?

— Если бы спорт по-настоящему мог бы способствовать решению политических конфликтов и проблем, то это был бы самый эффективный политический инструмент в истории человечества. В современной реальности спорт не решает проблемы, а, скорее, превратился в способы их создания, в инструмент давления, бойкотов и санкций. Было бы наивным ожидать, что ЧМ-2018 принципиально изменит, например, негативную медийную политику относительно России или наладит отношения с другими игроками. Если и возлагать надежды, то на возможные имиджевые дивиденды, которые можно получить в сфере пресловутой мягкой силы и публичной дипломатии, так как Россия произвела очень хорошее впечатление на приехавших на ЧМ-2018 людей и развеяла многие мифы глобальных СМИ.

— Как можно оценить решение руководства Великобритании не посещать Россию в рамках ЧМ? И как на этом фоне расценивать решение правительства Швеции всё же приехать в РФ, ведь ранее говорилось о том, что они будут бойкотировать спортивное событие в поддержку Великобритании?

— Для политиков всех стран крупное мировое событие является поводом для определённых публичных жестов, переоценивать значимость которых в контексте ЧМ-2018 было бы не вполне реалистичным. Если бы спорт перестал быть объектом политического манипулирования, а также институтом такого манипулирования, то и не возникало бы соответствующей повестки. В любом случае реальная политика и геополитические игры будут происходить и развиваться на других аренах, прежде всего экономических.