В начале августа Лукашенко заявил о желательном увеличении численности
населения страны до 20 миллионов человек. Один из способов — приезд в
республику украинцев. Какие возможности и какие угрозы возникают в
связи с открытием границ для украинцев? Надо ли это делать? Надо ли так
же поступать России?
Желание Лукашенко увеличить население своей страны за счёт притока украинцев вполне оправдано элементарным стремлением увеличить внутренний рынок республики. Но у этого благого намерения есть и обратная сторона, Беларусь может получить граждан, которые настроены агрессивно против союзного государства — России, и которые могут усилить майданные настроения в самой Беларуси. «Криптобандеровцев», как писал один известный военкор. Эту проблему можно игнорировать, можно считать её смешной, но люди, прошедшие два майдана, раскол страны, агрессивную украинскую пропаганду, просто так не перекуются. Можно тешить себя иллюзией, что приедут только адекватные украинцы, которые вне политики, но периодически проходящие проукраинские уличные акции в России говорят о том, что радикалы приезжают, радикалы быстро находят контакты с местной оппозицией (или имеют их на момент приезда) и готовы активно участвовать в подрыве государственности. Думаю, необходима система мониторинга публичной деятельности приезжающих, особенно в соцсетях, проверка на предмет участия в массовых мероприятиях, создание единой базы нелояльных к союзным государствам украинцев.
Как вы полагаете, правильно ли Минск взял на себя функции переговорной площадки? Какие у него плюсы, какие минусы в этом качестве?
Я считаю, что Минск — единственная приемлемая переговорная площадка. Она была единственной в самом начале, и новой не появилось. Переговоры в любой западной стране для нас — игра на чужом поле. А Минск — это и столица союзного государства, и, в сознании украинских правящих элит, — неагрессивный по отношению к ним сосед. Безусловно, минские переговоры поднимают авторитет Беларуси на международной арене, но и накладывают на Лукашенко определённые обязательства: глава республики должен вести себя крайне лояльно по отношению к украинскому режиму, а иногда и подыгрывать ему. Это очень трудно — не перейти черту, не обидеть Москву, даже при том условии, что она понимает роль Минска в этой игре и даже санкционировала эту роль.
Ещё надо отметить один аспект: белорусской экономике выгодно занимать
украинский рынок, который постепенно оставляет Россия. И тут минские
переговоры играют на руку нашим союзникам, помогая легче договариваться об
экспорте и импорте.
Согласны ли вы с тем, что «Минск-2» фактически не работает и себя исчерпал? Как нужно переформатировать переговоры, чтобы процесс мирного урегулирования перезапустился?
«Минск-2» исчерпал себя по одной простой причине — Запад разрешил Порошенко не выполнять договорённости. Формально заявления западных лидеров призывают к выполнению условий «Минска», на деле всё ограничивается сотрясением воздуха на брифингах, круглых столах, встречах…
Положение не изменится до тех пор, пока Запад не почувствует, что гражданская война в Донбассе является угрозой, реальной для них самих. Речь прежде всего о Европе. Нельзя иметь под боком войну и не столкнуться с её последствиями.
Как вы оцениваете шансы на восстановление отношений в треугольнике Россия — Украина — Беларусь? Есть ли у Украины шансы снова стать дружественной России страной, и в какой перспективе, что для этого нужно? Или же она надолго останется враждебной, обречена быть противником России?
Я не верю в быстрое излечение Украины и быстрое же восстановление
добрососедских отношений. Процесс эскалации ненависти к России и всему
русскому, активизированный майданами, так просто по мановению волшебной
палочки не остановить. Нужны не просто годы. Понадобятся десятилетия
мирной русофильской пропаганды. Но для начала надо прекратить гражданскую
войну в Донбассе, без этого ничего не получится. Главное, выбить основу
политического агрессивного украинства — войну. Без войны украинство
превратится в фарс, клоунаду и более не будет представлять угрозы для
окружающего мира и для жизни людей. Украинство надо лишить политической
платформы, русофобства, загнать под вишни и в шинки. Но, повторюсь, это
долгий процесс.