У АПК Беларуси и РФ ещё одна общая проблема — перепроизводство сахара. Причём возникла она не вдруг, но продолжает существовать, поскольку довольно долгое время не решается. «В последние годы сложилась ситуация, когда российские производители увеличили производство: при ёмкости рынка 5–5,5 миллиона тонн на протяжении трёх лет они выпускают более 6 миллионов тонн сладкого песка. Схожее положение дел и у нас: мы производим вдвое больше сахара, чем потребляем. Таким образом, с учётом переходящих запасов на союзном рынке профицит сахара достиг почти 1 миллиона тонн. И его нужно продавать»,  описывает ситуацию председатель госконцерна «Белгоспищепром» Александр Забелло.

Если представленная калькуляция верна, остаётся удивляться только тому, что профициту за 3 года удалось удержаться в границах 3 млн тонн. 


Что тут можно сказать. Во-первых, «схожее положение дел и у нас: мы производим вдвое больше сахара, чем потребляем», — это описание инерционности в белорусском сельском хозяйстве. АПК республики ещё продолжает работать в досанкционной реальности, планируя производство на Россию, которая ещё не занялась импортозамещением, в т. ч. и в производстве продуктов питания. Иначе сложно объяснить производство сахара, которое двукратно превосходит ёмкость рынка, в этом нет логики. Очевидно, что эти объёмы предназначались для реализации в РФ, однако там за последние годы нарастили производство продуктов питания (о схожих проблемах могут рассказать также белорусские производители мяса, молока, грибов). Между тем звоночек прозвенел ещё в 2016 году, когда РФ вышла на первое место в мире по производству сахарной свёклы


С другой стороны, Забелло ставит вопрос верно: если кризис перепроизводства у обоих союзников, то и действовать нужно сообща, чтобы не толкаться на внешних рынках плечами, перебивая друг другу цены. 

Стороны уже пришли к согласию в необходимости создания единого экспортёра, но есть и другие сложности. «Наши экспортные объёмы несопоставимы с объёмами российских производителей. Тамошние производители могут позволить себе отгружать сахар по минимальным ценам, нам же необходимо думать о том, как сработать хотя бы в ноль», — поясняет Забелло.

В уме следует держать ещё один момент: на Украине тоже перепроизводство, поэтому соответствующие службы РФ и РБ должны объединить усилия по недопущению украинского сахара на рынки Союзного государства.

В белорусских СМИ продолжается обсуждение проекта интеграционного соглашения. Причём среди истерик начинают попадаться даже предметные тексты, в частности колонка экономиста Леонида Фридкина, посвящённая Единому налоговому кодексу СГ. 

Действительно, с кодексом пока много неясного, ведь такого документа действительно пока не принималось ни в одном интеграционном объединении. Однако, как нам кажется, опасения несколько преувеличены. В конце концов, даже в рамках одного государства ставки налогов могут отличаться (разные территории, территории приоритетного развития, СЭЗ и тому подобное). Поэтому вряд ли «единый» означает в данном случае «унифицированный». 

Поскольку дело идёт к общим рынкам, то логично упредить ситуацию, когда (к примеру) российские компании начнут регистрировать головной офис в Беларуси, чтобы тем самым получить какие-то налоговые послабления. Либо аналогичным образом станут поступать белорусские компании. 

В целом же материал полезен хотя бы тем, что не скатывается в кликушество уровня «все будем платить налоги в бюджет России!» и привлекает внимание к достаточно интересной и важной задаче.