Решение, которое примут экспортёры нефти, входящие или не входящие в ОПЕК, почти ни у кого не вызывало сомнений. И экспортёры не обманули: соглашение об ограничении добычи будет продлено после окончания его действия в феврале будущего года. Единственное, что было до конца не ясно, — каким будет новый срок его действия. В этот раз участники соглашения решили продлить его на 9 месяцев, т. е. до конца ноября 2018 года. Страны, не входящие в ОПЕК, ожидаемо решение поддержали. Более того, с января к соглашению присоединяются Ливия и Нигерия с квотами 1 и 1,8 млн барр/с. Для всех прочих ограничение осталось на текущем уровне (1,8 млн барр/с) «С рынка ушло примерно 50% излишков запасов нефти, мы видим, что цена сбалансировалась и вышла на достаточно приемлемый уровень в районе 60 долл. и выше за баррель марки Brent, инвестиции начали уже в 2017 году расти, а до этого они в 2015–2016 годах падали. Тем не менее мы не достигли ещё до конца цели по балансировке рынка, и сегодня практически все выступают за то, что необходимо продлить сделку», — прокомментировал решение глава минэнерго РФ Александр Новак. В ОПЕК смотрят на это менее оптимистично: изначально там рассчитывали стабилизировать рынок в первой, в крайнем случае во второй половине года.


Теоретически увеличение количества участников должно ещё более снизить предложение на рынке. На практике же этого может не произойти, или же снижение будет не таким значительным, как можно ожидать, поскольку США, не участвующие в соглашении, наоборот, постепенно наращивают добычу. Кроме того, чем ниже предложение и выше стоимость нефти, тем большее количество компаний, добывающих в США сланцевую нефть, выходит на безубыточность или даже прибыль. Поэтому цель соглашения — скорее, не увеличение стоимости нефти, а прекращение её падения и фиксация на уровне, не дающем конкурентам из США слишком нарастить добычу. Возможно, колебания рынка были бы даже полезны, чтобы инвесторы не слишком активно вкладывались в американскую сланцевую нефть. Иными словами, «нефть по 60» (с краткосрочными колебаниями) — скорее всего, надолго.

Таким образом, эффект от сделки больше моральный: мировые СМИ в один голос пишут о том, что о продлении договорились «ОПЕК и Россия». Или в обратном порядке.

Возможно, сближение переговорных позиций по нефти будет способствовать улучшению взаимопонимания и по иным вопросам: экспорту вооружения, экспансии «Росатома» на Ближний Восток, созданию зернового российского хаба.


Визит короля Саудовской Аравии Сальмана Бен Абделя Азиза Аль-Сауда в Россию этой осенью и пакет подписанных контрактов, конечно, связаны с успехами РФ в Сирии, однако, как кажется, нефть здесь оказала большее влияние.

Кроме того, стало известно, что с января будущего года пост главы ОПЕК перейдёт от представителя Саудовской Аравии к министру энергетики ОАЭ Сухейлю аль-Мазруи.

В парламенте Дании принят закон, непосредственно касающийся России: он позволяет правительству страны запретить прокладку «Северного потока — 2» по её территории и становится, таким образом, первым законом, направленным против развития этого экспортного направления. Все остальные противники пока лишь декларировали своё несогласие в словах или выражении сомнения в необходимости второй ветки газопровода.

Нельзя сказать, что в России были к этому не готовы: закон был внесён на рассмотрение ещё в сентябре. «Дания новым законом дала старт двухходовке, к которой российская сторона давно готова. Сейчас Копенгаген устами МИД откажет "Газпрому" в строительстве "Северного потока — 2", после чего операторы проекта трубопровода немного изменят его маршрут, чтобы обойти территориальные воды Дании. Руководители Nord Stream 2 заранее заявляли, что отрицательное решение Копенгагена проект не заблокирует», — сообщает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Кроме того, эксперт отмечает, что запрос на строительство был подан Дании ещё весной, и теперь Россия вполне может судиться с Данией и даже выиграть компенсацию. Остальные страны, от которых зависит строительство (Швеция, Германия, Финляндия), протестов пока не высказывают, более того, две последние как раз горячо «за».

Только на днях сообщалось о том, что Беларусь. Казахстан и Россия согласовали проект строительства ВСМ «Евразия» на своих территориях. А вчера Россия предложила консорциуму «Немецкая инициатива» (Siemens, Deutsche Bank и Deutsche Bahn) участие в строительстве участка Москва — Берлин.


Ранее консорциум собирался участвовать в строительстве участка Москва — Казань, однако в России решили поручить ему западную часть маршрута. Возможно, потому, что она требует согласования с Польшей, что Германии будет сделать гораздо проще.

Беларуси нефть и газ с успехом заменяет молоко — так считает вице-премьер правительства Беларуси Михаил Русый: «Молоко — это наша валюта. А построенные молочно-товарные комплексы это крепкий фундамент на ближайшие годы», сказал он во время своего выступления в парламенте республики. Тут будет весьма уместно вспомнить мем «аграрная сверхдержава», который вот уже несколько лет пытается воплотить соседка Беларуси Украина. Между тем к такому званию ближе как раз РБ, отправляющая на экспорт товары мясной и молочной промышленности, а не зерно и подсолнечник. Тем более что на 3-е место Украины среди экспортёров зерна белорусам есть чем ответить: 8-е место в мире по экспорту молока и молочных продуктов (по версии Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН). Такого результата добиться куда сложнее. Напомним, в 2017 году в Беларуси рассчитывают довести доходы от экспорта молокопродуктов до 2 млрд долл. Общий же доход от экспорта с/х продукции к 2020 году, по словам вице-премьера, в правительстве хотят довести до 7 млрд долл. (5 млрд в 2016 г.).

Что же касается нефти, то с сегодняшнего дня Беларусь в очередной раз повышает экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, экспортируемые за пределы таможенной территории ЕАЭС: сырая нефть до 105 долл./тонна, прямогонный бензин до 57,7 долл./тонна, товарные бензины до 31,5 долл./тонна. Как известно, предыдущее повышение ставок произошло в начале октября. При этом пошлина на сырую нефть выросла на 17 долл./тонна, прямогонный бензин на 9,4 долл./тонна, товарные бензины на 5,2 долл./тонна. Учитывая, что немалая доля производимого в Беларуси топлива отправляется на Украину, за падение доходов можно не беспокоиться: альтернативы белорусскому топливу по цене на украинском рынке нет. Наоборот, в октябре, во время работ по модернизации Мозырского НПЗ, украинский рынок пережил ценовой шок. Так что к высоким ценам там уже готовы.

В странах Балтии озаботились возможным скорым прекращением действия соглашения по энергокольцу БРЭЛЛ (ранее сообщалось, что Россия будет готова к этому к середине 2018 года). Поэтому операторы энергосистем намерены к весне 2018 года провести и проанализировать результаты исследований о стабильности работы энергосистем «от евророзетки». Основная проблема на сегодня энергомосты, подобные тому, от которого запитан электричеством Крым.


Они работают не слишком стабильно, что признают и сами прибалты: отказы оборудования до 10 раз в год норма. Однако пока работал БРЭЛЛ, на это можно было не обращать особого внимания.

Действенных выходов немного: строить свои мощности, тянуть вторую очередь LitPolLink из Польши, экспортировать электроэнергию из Беларуси. Сегодня в Литве на третий вариант говорят решительное «нет», однако вдруг передумают к пуску первого энергоблока БелАЭС? В конце концов, 10 сбоев за год без дублирующей системы многовато и неуютно, особенно зимой.