Прошлая неделя началась с живого общения Романа Протасевича со СМИ и дипломатами. Изначально было объявлено об очередном брифинге по инциденту с самолётом Ryanair. У некоторых журналистов были подозрения, что там готовится нечто интересное. Это вытекало из того, что его организовывал МИД Беларуси. И позвали туда, как уже говорилось, дипломатов, а не только массмедиа.

Незадолго до начала организаторы поставили в «президиум» табличку: «Роман Дмитриевич Протасевич», и всем сразу стало ясно, кто будет гвоздём программы. Публика по-разному отреагировала на появление Романа. Кстати, пришёл он в той же рубашке, что и на съёмках телеканала ОНТ. Как будто, сошёл с экрана. Было видно, что он волнуется, но это было, скорее, приятное возбуждение. Всё-таки версия о шероховатостях между ним и Степаном Путило, которому досталась почти вся слава проекта Nexta (признан экстремистским в Беларуси), оправдывает себя.

С другой стороны, что бы не говорил Протасевич, как бы он не выглядел, для ряда журналистов это вопрос из серии верю/не верю. По идее корреспондент классического новостного СМИ в такой ситуации должен просто оперативно передать, что сказал Протасевич. Но, как известно, сотрудники британской BBC покинули мероприятие. Позже это вызвало бурные дискуссии в среде белорусских журналистов, но об этом позже.

Интересно, что с конференции ушли и некоторые дипломаты. Однако не все они сделали это сразу после появления Романа. Какое-то время люди в строгих костюмах слушали спикеров. Видимо, ждали указаний от своих стран. В целом всё это выглядит, конечно, довольно лицемерно. Очевидно, что любое посольство, присутствовали его сотрудники на всей пресс-конференции или нет, должно отправлять депеши в центр. И в них надо передать в том числе и то, что сказал Протасевич. Так что материалы СМИ по итогам мероприятия они всё равно читали.

Теперь о журналистах. В адрес Протасевича от них прозвучали не только вопросы, но и реплики. Были эмоции и неверие в то, что он выступает добровольно. Хотя, наверное, ещё не изобретён тот прибор, что может определить реальное внутреннее состояние Протасевича. Каждый тут мерит по себе. Однако, судя по реакции и ответам Романа, но в любом случае хочет, чтобы ему поверили. Он в этом явно заинтересован. Насколько правдив его пафос насчёт того, что Роман пришёл в журналистику, чтобы помогать людям? Сложно сказать. Да и, наверное, это его личное дело.

СОНАР-2050, как фабрику смыслов, по большей части в интеграционном измерении интересует, что же это за олигарх, который, по словам Романа, финансировал Nexta. Ответ на этот вопрос, конечно, удивляет. Процитируем дословно: «Касательно вопроса об олигархе и обо всей этой ситуации. Всё что я помнил, я уже сказал. Мне добавить нечего. Я более того… вот… просто не понимаю тех инсинуаций, которые сейчас идут, что называются, в том числе, и конкретные фамилии и так далее. Хотя, опять же, я и сейчас не могу вспомнить ни фамилию, ни точное название компании. В принципе я всё уже озвучивал в интервью у господина Маркова. Более мне добавить нечего».

Роман сказал именно слово «фамилии». Хотя фамилия называлась одна, потому что под полученный набор намёков подходит только владелец «Уралхима» и «Уралкалия» Дмитрий Мазепин. Но, когда он опроверг своё участие в финансировании Nexta, и Кремль попросил у Минска разъяснений, в ответ у основного генератора этой информационной волны включился режим выборочной памяти. Всё это выглядит весьма странно. Особенно на фоне того, что отдельные белорусские политологи активно схватились за версию о Мазепине и стали её развивать, основываясь как на фактах, так и своей фантазии. Видимо, сейчас очередной раунд игры «Ищем руку Кремля» завершён. И мы даже не знаем: её начали спонтанно после слов Романа, либо же кто-то попросил Романа упомянуть об олигархе в интервью.

В любом случае, в нынешнем глобальном дрейфе от однополярного мира к многополярному, такие информационные волны поднимать не стоит. Они не служат укреплению доверия между союзниками в конкретном макрорегионе. В нашем случае это Беларусь и Россия. То, что волну подхватили некоторые прогосударственные политологи, – очень плохой знак. С другой стороны, есть и позитив. Мы сразу увидели, кто в прогосударственном стане в Минске является скрытым врагом интеграции.


Ещё немного о поведении журналистов на конференции с Протасевичем. По этическим причинам не будем приводить бурных обсуждений из соцсетей, которые вели сотрудники различных белорусских медиа. Отметим только, что внешние «либералы», как это часто бывает, вновь показали своё тоталитарное лицо. Кто прямым текстом, а кто намёком, заговорил о том, что должен быть единый этический кодекс журналистов, единые правила поведения и тому подобное. А как же это совместить с идеей о свободе печати?

Единая линия поведения в условиях конкуренции СМИ, как политической, так и коммерческой, невозможна по определению. Причём, чем больше медиарынок, тем смешнее выглядит идея о единстве. Она может работать только в каких-то уж очень чрезвычайных, даже чрезвычайнейших обстоятельствах.

Тем более, что и в Беларуси, и в России не существует единых отраслевых союзов журналистов, а сами работники пера и диктофона разделены как минимум на два идеологических лагеря, в зависимости от города и региона. Что же касается этических кодексов, то некоторые журналистские сообщества их принимают, но эти кодексы соблюдаются далеко не всегда, потому что реальным влиянием на журналистов обладают, как правило, их работодатели или власти, а не медиагильдии.

Кроме явления Протасевича журналистам на неделе было другое важное событие. Владимир Макей провёл переговоры с Сергеем Лавровым.


 Фото: РИА Новости

Кратко обрисуем итоги встречи. Итак, Макей весьма позитивно отозвался о сотрудничестве с Россией. Важная цитата: «Хочу особо отметить — последние события вокруг Беларуси и России наглядно демонстрируют наличие единых центров, стратегий и инструментов ведения информационной войны против обеих стран. Для зарубежных недоброжелателей мы давно уже реальное Союзное государство в понимании нашей общности и единства».

Такое осознание показательно после истории с «вагнеровцами» и прочих подобных эпизодов. Хотя не обошлось без ложки дёгтя. Владимир Макей очень недоволен работой российского агентства ТАСС. Напомним, что это государственное СМИ. Впрочем, он согласен аккредитовать в Беларуси в качестве собкоров российских граждан. Ни о каком закрытии представительства в Минске речи не идёт.

 «Ещё раз подчеркну — Российская Федерация была и остаётся важнейшим партнёром Республики Беларусь. Несмотря на все объективные сложности, белорусско-российские отношения продолжают активно развиваться», также сказал Макей.

«Мы констатировали, что развиваем своё взаимодействие в очень непростых условиях. На обе страны оказывается серьёзное внешнее давление с использованием нелегитимных, односторонних т.н. инструментов сдерживания. Мы испытываем на себе методы гибридной войны: от санкций до "грязных" информационных кампаний. Вы знаете, как это всё происходит. Факты приводить не буду, всё это всем хорошо известно», выступил Лавров в одном ключе с Макеем.

Также глава МИД России в очередной раз поднял тему предстоящей конституционной реформы в Беларуси. Москва рассчитывает, что «этот процесс приведёт к окончательной нормализации ситуации» в Беларуси.

По словам Лаврова, речь шла и о задержанных в Беларуси гражданах РФ: Сапеги (подруга Протасевича) и Дудникове.

«Посольство России в Минске держит этот вопрос на особом контроле. Насколько нам известно, Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, оказывает помощь в оплате услуг адвокатов семьям наших граждан. Проблем с консульским доступом не имеется. Будем надеяться на то, что в скором времени эта ситуация будет разрешена».

Последняя фраза ни о чём конкретном не говорит, но наталкивает на мысль, что этих граждан могут выдать России.

В финале обзора отметим, что в Беларуси ещё в мае некоторые источники сообщали о приготовлениях к визиту Владимира Путина. Его ждали на 80-летие начала Великой Отечественной войны в Бресте 22 июня. Судя по всему, визит не состоится. Но совсем скоро встреча двух президентов может быть на Форуме регионов. Посмотрим, будет ли подписан основной пакет дорожных карт интеграции, либо это всё-таки отложат на период после выборов в Госдуму, которые намечены на 19 сентября.