История — нескучная дисциплина. Во всяком случае, многие люди склонны вспоминать уроки истории с большой теплотой, в школе им этот предмет нравился. Однако симпатии населения относительно разных исторических периодов, излагаемых в школьной программе, распределяются очень неравномерно.


Социологический опрос фонда «Общественное мнение» проводился летом 2013 г. в 43 субъектах Российской Федерации. К сожалению, нет аналогичных данных по Республике Беларусь.

Как видим, с хорошим отрывом лидирует история древнего мира. На втором месте тоже, кстати, древняя история, но только уже отечественная. Нам кажется, что школьная программа не должна игнорировать такие данные. Наоборот, это тот случай, когда стоит подстроиться под школьника, учесть его желания и предпочтения.

Между тем нынешняя программа закрывает историю древнего мира в 5-м классе, бегло её вспоминая только в 10-м классе — это в России. В Беларуси, к сожалению, нет и этого. Школьный курс выдержан в строгой хронологической последовательности. Хотя от изучения истории древнейших времён была бы большая польза и в старших классах. Рассказанная нескучным языком, с проведением аналогий между античностью и нынешней геополитикой, она могла бы в значительной степени «вытянуть» историю современности, которая в рейтинге ученических симпатий явно находится в «красной зоне».


Советский учебник по истории древнего мира, который выдержал множество переизданий с 1957 по 1992 г. На обложке Триумфальная арка в Пальмире, она простояла восемнадцать веков, пока её не взорвали боевики Исламского государства.

За фасадом народовластия

Даже совсем далёкий от истории человек знает, что демократию придумали древние греки. И не просто придумали, а жили и управляли своими государствами с помощью метода коллективного принятия решений. Система была отработана на сотнях полисов многими веками практики. Причём модель показала свою жизнеспособность не только в маленьких системах, где все свободные граждане просто физически способны собраться на одной площади. Римская республика — это фактически тот же полис, масштабированный до размеров крупного государства.

Нынешняя демократия имеет намного более поверхностную традицию. Не удивительно, что современные политики не видят и не знают многих закономерностей, которые были очевидны для человека античной эпохи.


Гражданскими правами в полисе обладало 10–15% населения. От политической жизни отсекались не только рабы, но и большинство свободных людей, не имевших полного гоплитского доспеха, т. е. не участвующих в обороне государства.

Хоть республика формально и считалась «общим делом» (буквальный перевод с латинского res publica), однако в реальности она была делом исключительно для богатых. Более того. С течением времени круг политического класса постепенно сужался. Богатые становились ещё богаче, среди них выделялась верхушка, которая замыкала все управленческие решения на себя. Гражданское большинство привлекалось к народовластию лишь символически, пошуметь на площади.

Так формировалась классическая олигархия, описанная греческими философами (более подробно — Михаил Владимирский «Афинская олигархия»). Исходя из своих политических интересов, олигархи объединялись в группы единомышленников — гетерии. Это была уже парламентская демократия, в которой политические партии олигархов с профессиональными политиками во главе конкурировали друг с другом.


Фукидид (460–400 гг. до н. э) историк, активный участник междоусобных греческих войн, автор современной системы парламентской демократии, которая предполагает конкуренцию олигархических группировок с помощью политических фракций.

Соперничество за контроль над мировой торговлей

Возвышение Древней Эллады происходило по тому же сценарию, что и завоевание мировой гегемонии Англией в Новое время. Начали они с пиратства, а затем вступили в борьбу за ключевые торговые точки Средиземного моря.

Дело в том, что задолго до греков регион был освоен другим морским народом — финикийцами. Финикийцы первыми придумали алфавит (купцам нужно было простое и удобное письмо для того, чтобы вести бизнес), первыми обогнули Африку с запада на восток, первыми открыли производство стекла и пурпура, т. е. это была очень развитая цивилизация, в соперничестве с которой греки заимствовали для себя много полезного.


Греческие и финикийские колонии в V веке до нашей эры. Особенно ожесточённая борьба шла в Сицилии, где ни одна, ни другая сторона не могли вытеснить противника.

Не особо помогло финикийцам и то, что в 499 году до н. э. против греков выступил их верховный суверен, царь великой Персидской империи Дарий I. Попытки вторжения в Европу не имели особого успеха. Персы не умели воевать против фаланги, особенно в условиях горного ландшафта Греции, когда противника трудно обойти.

Одной из трагических страниц в истории персидских десантов стала битва при Марафоне в 490 году до н. э. Флот (любезно предоставленный финикийцами) высадил разноязыкую армию империи в 42 километрах от Афин, однако там её ждала построенная в боевой порядок фаланга. Персы стали лагерем, подождали несколько дней, а потом решили погрузиться обратно на корабли и подыскать более удачное место для высадки. Такой рискованный манёвр на глазах неприятельского войска закончился вполне предсказуемо. Большая часть армии успела погрузиться. Тех, кто остался прикрывать отход, стоптала греческая фаланга,  потерявшая при этом всего 192 человека.


Битва при Марафоне, триумф сомкнутой фаланги гоплитов над рыхлым строем персов.

Точку в соперничестве эллинов и финикийцев поставили походы Александра Македонского. Великий завоеватель осадил Тир — главный город финикийцев, расположенный на территории современного Ливана. Защитники продержались 7 месяцев, успели эвакуировать всех женщин и детей в Карфаген, однако в конце концов крепость пала. Александр Великий приказал развесить пленных на крестах вдоль моря, а руины города заселить жителями окрестных племён.

Колониализм в древней и новой истории

Британия и Голландия никогда не стали бы лидерами в промышленной революции XVII–XVIII вв., не будь они одновременно ведущими колониальными державами. Подобная история была и с греками. Вначале Эллада взяла под контроль международную торговлю древнего мира, создала на этом капитал, а потом пришла к идее, что товары выгодно самим производить на экспорт.

Отсюда появляется новая концепция рабовладения. Для древнего мира характерно домашнее рабство, в первую очередь это касается наложниц и слуг. Даже египетские пирамиды, вопреки распространённому заблуждению, возводились силами свободного населения. Напротив, в Греции появляются большие промышленные предприятия, на которых трудятся сотни рабов. Так возникло классическое античное рабство — экономическая модель, в полной мере реализованная уже в Древнем Риме.


Рабы в каменоломне. Роспись на древнегреческой вазе.

На примере Древней Греции хорошо виден процесс, который потом повторился в новую и новейшую эпохи. Небольшая, но выгодно расположенная морская держава способна превзойти по своему могуществу даже огромную континентальную империю.

Сходные исторические обстоятельства формируют похожие политические системы. Наиболее эффективным режимом тут будет парламентская демократия как строй, который максимально благоприятствует предпринимательству, крупному бизнесу, а также сращиванию торгово-финансового и промышленного капиталов.

Однако политическое доминирование Афин (точно так же, как и Голландии, а затем Британской империи) оказалось не очень прочным. В 477 году до н. э. афиняне сколотили так называемый Морской союз, добровольно-принудительное объединение из 208 полисов. Партнёры по древнегреческому НАТО обязались служить общему делу, снаряжая корабли либо выплачивая денежные взносы в афинскую казну. Однако Афины так и не пошли на создание общесоюзного гражданства, эксплуатируя не только народы подчинённых держав, но также их олигархические правительства.

Поэтому союзники тяготились афинским господством и при первой же возможности пытались покинуть альянс. После поражений от Спарты бегство приняло повальный характер. Морской союз просуществовал всего чуть более 70 лет.


Современная реконструкция древнегреческой триремы. Главным её оружием был таран, которым пробивали борт неприятельского корабля. В эпоху расцвета афинский флот насчитывал 400 трирем.

Это Спарта! Эволюционный тупик сверхчеловека

Афинской демократии обычно противопоставляется Спарта — общество суровых воинов, спортсменов-фашистов. Ребёнок родился с физическим изъяном? За ногу и в пропасть! Спартанские дети жили в интернатах военного типа, до 12 лет в любую погоду они ходили без одежды (своего рода естественный отбор, выживали только полностью здоровые).

Практические занятия в спартанской школе проходили на открытом воздухе. Класс подростков, оснащённых короткими мечами, нападал на деревню илотов, убивая самых физически крепких рабов. Хотя илотам и запрещалось носить оружие, но для ребёнка убить взрослого мужчину — совсем нетривиальная задача.


Кадр из фильма «300 спартанцев». Можно предположить, что воины в …надцатом поколении и без голливудской компьютерной графики смотрелись достаточно грозно.

Впрочем, равноправия в спартанской политической системе было ещё меньше, чем в других греческих полисах. Если богатый афинянин вёл буржуазный образ жизни, его виллу охраняли рабы, а гостей развлекали танцовщицы, то спартанец отделял себя от простого народа другим способом, однако сама дистанция между верхушкой и низами была ничуть не меньше. А взаимная ненависть даже повыше.

Когда в 464 году до н. э. в Спарте произошло сильное землетрясение, в столицу со всех окрестностей устремились илоты. Естественно, не для того, чтобы помочь своим господам выбраться из-под завалов. От неминуемой и страшной расправы благородных спартанцев спасли только воинские контингенты соседних полисов, которые поспешили подавить опасное для всего греческого мира восстание.

Спартанцы имели ещё меньше оснований для того, чтобы возглавить Элладу, чем афиняне. На идее расового превосходства дорийцев (спартанцы были представителями дорийских племён, которые пришли в Лаконику с севера, поработили местное население и тщательно берегли свою этническую чистоту) не получилось построить устойчивую империю.

Вскоре был развеян и миф о непобедимости спартанцев на поле боя. В 371 г. до н. э. в битве при Левктрах беотийский полководец Эпаминонд разгромил спартанских «сверхчеловеков», которые к тому же превосходили числом его армию.

Аналогии с XX веком не случайны. Немецкие писатели прошлого регулярно изображали Лаконику в качестве образца для подражания, а Гитлер прямо говорил, что германцы должны сыграть роль спартиотов, властвующих над покорёнными илотами.


Эпаминонд усилил свой левый фланг, поставив там самый многочисленный и боеспособный отряд. Таким образом он открыл тактический принцип, который потом решил судьбу многих регулярных сражений: неравномерно распределить войска по фронту, чтобы сконцентрировать силы для главного удара.

Финал спартанской истории был скорее смешным, чем трагичным. В эпоху Римской империи туристы приезжали сюда посмотреть на исторические достопримечательности, а местные реконструкторы разыгрывали перед ними разные сценки в духе спартанских обычаев и традиций.

Тирания — власть тирана или власть народа?

Свободное большинство греческих полисов не было идиотами, которых легко обмануть демократическим фасадом олигархической власти. Кстати, идиот — это греческое слово, которое означает человека, не интересующегося политикой, живущего частной жизнью. Голосование за ту или иную олигархическую фракцию никак не влияло на тот факт, что реально народ был изолирован от принятия политических решений.

Инструмент подавления олигархов был только один. Это жестокое и деспотичное правление тирана, которому народ фактически выдаёт мандат на ликвидацию имущественного и политического неравноправия. Вопреки современному стереотипу, тирания является не антагонистом демократии, а прямым её продолжением. Эту глубокую и революционную во многих отношениях мысль (она меняет целые концепции не только в истории, но и в современной политике) не побоялись высказать авторы белорусского учебника «История древнего мира. 5 класс. Часть 2».

К сожалению, российские учебники за 5-й и за 10-й классы пока не последовали их примеру.


Истории «ста знаменитых тиранов» могут прозвучать совершенно иначе, если принять гипотезу, что тирания — это лишь функция народовластия, которая предназначена для обуздания олигархии.

Обширный исторический материал свидетельствует, что тирания никогда не бывает долговечной. Тирану города Коринф Кипселу оракул предсказал: «Счастлив будет Кипсел и дети его, но не дети его детей». Тирания сама становится для народа обузой после того, как выполнит свою главную задачу.

Поворот к империи

Древнегреческие философы и писатели посвятили множество трудов тому, как построить идеальное общество и государство. Подобный плюрализм мнений можно объяснить очень просто. Удовлетворительной модели государственного устройства, которую без возражений приняли бы в Элладе, у греков не было. Демократия закономерно вырождалась в олигархию. Аристократия тормозила экономическое развитие. Тирания сопровождалась массовыми репрессиями.

Попытки внедрения теоретических моделей в жизнь не дали особого успеха. Характерна история Платона, ученика Сократа и наставника Аристотеля. Платона пригласил сиракузский тиран Дионисий, наслышанный о мудрости великого учителя и решительно настроенный воплотить мечты об идеальной державе в жизнь. Однако рекомендации философа сильно разочаровали правителя Сиракуз. Настолько, что он распорядился отправить столичного консультанта назад, а по дороге продать его в рабство. Интересно, что после депортации Платона Дионисий успешно руководил городом несколько десятилетий и оставил среди людей добрую память о себе, если не считать того, что греки высмеяли его стихи, которые тиран отправил зачитывать на Олимпийские игры.

Альтернатива полисному устройству возникла в державе, которую никто не воспринимал всерьёз. Полуварварская Македония, периферия греческого мира, куда купцы и путешественники старались не заезжать, при царе Филиппе II неожиданно стала лидером Эллады.


Царь Македонии Александр Великий, сын Филиппа II, на фрагменте древнеримской мозаики в Помпеях. Копия с греческой картины.

Оказалось, что сильная императорская власть может снять множество проблем. Для империи не имеет никакого значения, кто её воины, чиновники и учёные по происхождению — афиняне, фиванцы или фессалийцы. Империя прорастёт на любом этническом грунте. Чтобы запустить процессы ассимиляции, Александр Македонский распорядился выбрать 30 тысяч персидских юношей, которых обучили сражаться в фаланге, как греков.

Ещё более интересным для историка является пример того, насколько органично прошёл синтез греко-македонских и египетских начал в государстве Птолемеев.


Александрия Египетская, столица державы Птолемеев. Здесь размещалась крупнейшая библиотека древности. Цари эллинистического Египта поддерживали имидж наиболее просвещённых правителей античной эпохи.

Все эллинистические государства погибли в борьбе с Римом (строго говоря, Египет не был разрушен, а мирно включён в состав Рима после смерти царицы Клеопатры и Марка Антония). Однако очень скоро сам Рим пришёл к точно такой же форме правления. Режим императорской власти позволил Риму выйти наконец из постоянных гражданских войн между различными олигархическими фракциями. Не удивительно, что именно императорскую, а не республиканскую эпоху римляне считали золотым веком своей истории.

Не исключена такая эволюция и в нашем будущем. Так что знаменитая фраза Черчилля о том, что демократия — плохая форма правления, может получить совершенно другое продолжение.