В процессе обсуждения дорожных карт к интеграционному соглашению РФ и РБ подошли к шагу, который уже давно напрашивался и даже прогнозировался в наших материалах: отмене прогнозных балансов продовольствия. «Мы согласовываем нашу единую аграрную политику, и стоит вопрос об их необходимости», — заявил министр сельского хозяйства и продовольствия РБ Анатолий Хотько. Впрочем, окончательное решение будет принято по итогам встречи белорусского и российского министров сельского хозяйства.
Необходимость такого шага может быть обусловлена сразу несколькими обстоятельствами. Не секрет, что с выполнением балансов имеются проблемы, т. е. эффективность такого инструмента уже давно под вопросом. Достаточно сказать, что само слово «баланс» используется не вполне обоснованно, поскольку в белорусско-российской торговле продовольствием имеется явный перекос в пользу РБ.
Во-вторых, усилия РФ по импортозамещению в самой ближайшей перспективе приведут к тому, что страна перестанет нуждаться в импорте ряда продовольственных позиций либо же значительно снизит зависимость от импорта. Это грозит убытками белорусским производителям, а также «дракой» на общем рынке. Избежать этого можно только разработкой комплексной программы развития АПК СГ и квотированием общего рынка, как это реализовано в ЕС. Правда, в интересах самих же белорусов позаботиться о том, чтобы в случае принятия такого механизма эти квоты не выбирались досрочно бизнесменами-реэкспортёрами.
Об этом пока рано говорить, но одной из особенностей такой программы вполне может быть региональная специализация, способствующая концентрации капитала, оптимизации производственных цепочек и снижению себестоимости. Проще говоря, РФ и РБ могли бы поделить общий рынок, ориентируясь в т. ч. на минимальную себестоимость производства: «мы производим это и это, а вы — вот это». Впрочем, в реальности это наверняка будет сложнее и передел будет производиться не между странами, а между регионами РФ и РБ. К примеру, сегодня более трети стоимостного измерения молочного экспорта Беларуси в Россию — это творог и сыры (37,2 % в январе — августе 2019 года).
Необходимость чего-то более серьёзного, чем балансы поставок, диктует не только двусторонняя торговля, но и торговля в рамках ЕАЭС. Мы уже описывали непростую ситуацию на рынке сахара: его перепроизводство в РФ и РБ уже не первый год сбивает цены производителям. При этом остальные страны ЕАЭС такая ситуация вполне устраивает. Что заставило российских производителей изучить белорусский опыт? «Они выступили с инициативой рассмотреть вопрос о возможном введении регулирования цен в ЕАЭС в виде индикатива, минимальной цены для защиты производителей сахара и сахарной свёклы. Этот вопрос обсуждался на площадке ЕЭК», — рассказал зампред концерна «Белгоспищепром» Игорь Шустов.
Глава правительства РБ Сергей Румас вкратце объяснил, в чём состоит сложность обсуждения ещё одной дорожной карты — по сближению налоговых законодательства России и Беларуси: «Налоговая нагрузка в Российской Федерации намного ниже. И переход для наших субъектов хозяйствования на российские ставки налогов был бы большим благом. Естественно, возникают вопросы компенсации выпадающих доходов бюджета. Дискуссия с Россией, скорее, идёт об этом: как Беларусь будет компенсировать те выпадающие доходы, чтобы это не оказало негативного влияния на экономику».
Иными словами, сближение позволит Беларуси компенсировать эффект налогового манёвра, однако общее снижение налоговых ставок обвалит доходы бюджета куда более ощутимо, и с этим придётся что-то делать. По всей видимости, одним из решений может стать генеральное соглашение с бизнесом, суть которого сведётся к перебросу части сэкономленных налогов на повышение зарплат населению. Однако для этого необходимы масштабные консультации с бизнесом, и провести их до начала декабря вряд ли удастся. Это ставит под вопрос скорое сближение налоговых законодательств России и Беларуси, а также связанных с ним вопросов.