На минувшей неделе Минск посетил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Главной причиной визита, помимо подведения итогов деятельности МО РФ и РБ за 2018 год, стала подготовка к совместным учениям ВС России и Беларуси «Щит Союза 2019».


Впервые учения «Щит Союза» были проведены ещё в 2006 году и с тех пор проводятся регулярно раз в 2 года.

Кроме того, стало известно, что уже до конца текущего года Россия и Беларусь примут военную доктрину Союзного государства.

О поставках белорусской молочки в РФ скоро впору будет снимать сериал. Как мы помним, балансы на поставку продовольствия на будущий год были подписаны ещё на Форуме регионов, который прошёл в первой половине октября. На минувшей неделе посол РФ в Беларуси даже презентовал своеобразную формулу: белорусы дают проверяющим полный доступ для контроля в обмен на «зелёный коридор». Однако в Россельхознадзоре решили напомнить, что тут от них всё зависит. «В части обеспечения безопасности белорусской продукции пока очевидных позитивных сдвигов не наблюдается», — говорится в заявлении пресс-секретаря РСН Юлии Мелано. Соответственно, ожидания о полном снятии запрета на поставки молочной продукции она назвала «крайне преждевременными». Хотя и отметила отдельные успехи белорусской стороны.

Между тем министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Леонид Заяц успел заявить журналистам, что ждёт положительного решения уже в ноябре.

Утешает в данной ситуации только то, что и самому РСН отступать некуда. Есть поручение от премьер-министра РФ Дмитрия Медведева согласовать вопросы поставок сырого и сухого молока с белорусской стороной и доложить до 11 декабря.  


Вероятно, именно эту дату нужно считать более реальной.

Кстати, одна из претензий РСН к белорусским производителям — превышение квот на текущий год. Поэтому хорошо, что в балансе на будущий год их увеличили.

В октябре согласовали не только балансы поставок продовольствия, но ещё и распределили доли ввозных таможенных пошлин между странами ЕАЭС. Постоянной формулы пока не выработали, поэтому члены союза вынуждены были пойти на продление временного периода (завершится 31 декабря 2019 года). Согласно ему наибольшую долю пошлин получает РФ (свыше 85 %). За ней — Казахстан и Беларусь (7,055 % и 4,56 % соответственно). Замыкают Кыргызстан (1,9 %) и Армения (1,22 %). В связи с этим приятно видеть, что в Федеральной таможенной службе, в отличие от РСТ, уже мыслят в первую очередь рамками ЕАЭС. Процитируем её главу Владимира Булавина: «Информационную цепочку (речь об информации о товаре. — Ред.) необходимо расширить уже на этапе движения товара от иностранного поставщика к таможенной границе ЕАЭС». Уже из этой фразы видно, что:

  • глава ФТС говорит об общем таможенном контуре, а не о российском. К слову, уже в 2020 году контроль над ним значительно упростится — таможню переводят в «цифру»;


  • сама фраза «от иностранного поставщика к таможенной границе ЕАЭС» говорит о том, что поставщиков из стран, входящих в ЕАЭС, там иностранными не считают, хотя бы и на уровне оговорок.