Недавно в США были проведены испытания самой продвинутой и гипердорогой американской противоракеты SM-6, что подтвердило неизменность ставки Пентагона на высокоточное оружие. Россия могла бы ввязаться в эту гонку, чтобы постараться переплюнуть американцев, но вместо этого решила плюнуть в другую сторону. И создала прицельно-навигационный комплекс «Гефест», который обнулил превосходство США в данном направлении.

 

Любая война — это всегда состязание средств нападения и защиты. Практика Второй мировой войны показала, что на уничтожение позиции пехотной роты требуется около 2000 снарядов калибра 152 мм или свыше 4 тыс. авиабомб. Последующее развитие штурмовой авиации не сильно изменило ситуацию за счёт развития зенитно-ракетных комплексов. Для выхода из тупика в США начали развивать специальное высокоточное оружие, снижающее расход боеприпасов и позволяющее атаковать цель, не заходя в зону её ответного огня. Так появились управляемые авиабомбы GBU-39 и GBU-40, в 2 раза превосходящие по точности обычные. Истребитель F-22 Raptor может нести до 8 единиц такого оружия.

Верхом американского высокоточного оружия является программа JDAM, позволяющая превращать обычные бомбы калибра 500/1000/2000 фунтов в высокоточные, с корректировкой полёта по GPS, увеличением дальности сброса до 120 километров и лазерным наведением в точке удара.

Формально США своей цели добились, но заплатили за успех дорого. Даже маломощная 130-килограммовая GBU-39 стоит 80 тысяч долларов, а комплект переоборудования JDAM обходится до 95 тысяч долларов в ценах 2016 года. Это годится для отдельных точечных задач, но малопригодно для хоть сколько-нибудь масштабных боевых действий. Даже у обладателей главного мирового печатного станка за 38 дней активной фазы операции «Буря в пустыне» в 1991 году из 30 тысяч сброшенных боеприпасов высокоточными оказались всего 30 %. Тем не менее и это стало для России вызовом.

Точно в цель

Россия тоже разработала своё высокоточное оружие, например КАБ-250 или КАБ-500С, но стратегически мы пошли принципиально иным путём. Вместо того чтобы сбрасывать дорогостоящий прицельный комплекс с каждой бомбой, был разработан авиационный прицельно-навигационный комплекс СВП-24 «Гефест», который устанавливается на авиацию, повышает точность обычных бомб, но сам при этом не расходуется.

Благодаря лучшему определению параметров самолёта, увеличению дальности и точности выявления цели, а также учёта внешних факторов среды и характера применяемых боеприпасов, стало возможным использовать обычные дешёвые свободно падающие бомбы в 3–3,5 раза точнее, тем самым добиваясь вероятности поражения на уровне современного высокоточного оружия, но без роста расходов на него. Что наглядно подтвердил опыт применения «Гефеста» в Сирии.

Изначально СВП-24 «Гефест» создавался для модернизации только фронтовых бомбардировщиков Су-24М, но сегодня разработаны варианты для большинства других типов и даже вертолётов Ка-50 и Ка-52.

Таким образом, Россия обеспечила себе не только технологическое равенство на тактическом уровне современного общевойскового боя, но и стратегическое превосходство в экономике большой войны.

На дорогостоящие игрушки США могут опираться только в коротких локальных конфликтах, а при расходе на уровне хотя бы второй войны в Ираке имеющегося запаса комплектов JDAM американцам хватит всего на 6 недель.

Российская концепция позволяет с тем же результатом применять обычные массовые и дешёвые боеприпасы, в том числе даже выпуска 80-х годов. Вот уж, действительно, дёшево и сердито.