С момента президентских выборов в РБ прошёл почти месяц, и за это время Речь Посполитая нисколько не снизила активности на белорусском направлении. Характерное отличие польской политики — самоустранение президента Анджея Дуды. Глава государства мало появляется на публике и ничего не говорит о происходящем в соседней стране. Иногда высказывается только его канцелярия. Поэтому практически всем, что связано с Белоруссией, занимается премьер-министр Моравецкий.

Председатель Совета министров Польши очень деятелен. Он уже дважды и без особого успеха пытался втянуть в кризис лидеров Евросоюза. 26 августа Моравецкий общался по телефону с Ангелой Меркель. На их беседу премьер, похоже, возлагал большие надежды. Получилось совсем плохо. Немецкая сторона сообщила в коротком пресс-релизе: «Обсуждалась ситуация в Беларуси после президентских выборов 9 августа. Канцлер и премьер-министр Польши высоко оценили продолжающиеся мирные протесты и выразили сожаление, что Лукашенко, несмотря на международные призывы, по-прежнему не желает вступать в диалог с гражданским обществом». А вот информресурсы Моравецкого — официальный сайт, аккаунты в «Фейсбуке» и «Твиттере» — не написали о разговоре ровным счётом ничего. Тишина царила и в медиасфере Речи Посполитой. Всё это свидетельствует о том, что настойчивость польского премьера снова оказалась безрезультатной.

Не добившись ничего от Меркель, Моравецкий зачем-то собрал председателей парламентских фракций и посовещался с ними по Белоруссии. Затем глава правительства обсуждал республику с депутатами Европарламента от Польши. С какой целью проводились эти мероприятия, так и осталось загадкой.

Следующим шагом Матеуша Моравецкого стало обращение к Владимиру Путину с призывом «немедленно отказаться от планов военной интервенции в Беларуси». Так премьер отреагировал на интервью, которое 27 августа президент РФ дал каналу «Россия 1». В данном случае поляков очень сильно взбудоражила фраза Путина о резерве из сотрудников российских правоохранительных органов, готовых прийти на помощь белорусским коллегам.

В последнюю летнюю неделю продемонстрировать свою активность смог и МИД Речи Посполитой. 27 августа на ковёр вызвали посла РБ Владимира Чушева. Поводом для этого стали слова Александра Лукашенко о посягательстве Польши на Гродно. Позднее замминистра иностранных дел Мартин Пшидач признался, что дискуссия с послом была горячей. Минск в ответ пригласил в МИД временного поверенного в делах Польши Мартина Войцеховского. Польское внешнеполитическое ведомство изо всех сил изображало «удивление, разочарование и обеспокоенность в связи с заявлениями президента». Однако резкое выступление Лукашенко случилось не на пустом месте. Интриги Варшавы вокруг Гродно имеют место в реальности.


Так, вскоре после выборов Матеуш Моравецкий лично позвонил Анжелике Борис, председателю находящегося в Гродно незаконного Союза поляков Белоруссии, и эта организация, якобы имеющая исключительно культурную направленность, переключилась на поддержку оппозиции.

В целом действия политиков Речи Посполитой и особенно Матеуша Моравецкого показали, что Польша, не добившись успеха на основном направлении, наступает там, где может.

Лукашенко сохраняет власть, а Моравецкий совещается с парламентариями и евродепутатами. Характерная деталь: 29 августа в издании Gazeta Polska Codziennie вышло интервью Мартина Пшидача с красноречивым заголовком «Россия не имеет права на вмешательство в Беларуси». Между строк читаем: а Польша имеет.

Для СМИ Речи Посполитой события в РБ были одной из главных тем. Бесспорной любимицей польских журналистов являлась Светлана Тихановская. «Возможно, мир никогда бы не узнал 37-летнюю Светлану Тихановскую, если бы диктатор Александр Лукашенко не приказал арестовать её мужа Сергея…» — с этих слов начала свою статью популярная Gazeta Wyborcza, которая представляет экс-кандидатку в президенты «белорусской Жанной д’Арк поневоле». Писали о ней и остальные медиа. Кроме того, Тихановская направо и налево раздавала интервью, обещая повторные выборы и скамью подсудимых для Лукашенко.

Акции, проходящие в Белоруссии, в польских СМИ освещаются совершенно прямолинейно. С одной стороны — силовики, снайперы, диктатор с калашниковым, бронетехника на улицах. С другой — мирные демонстранты, мечтающие о свободе. По прошествии каждых выходных фиксируется очередной рекорд численности протестующих в Минске — он уже достиг 200 тысяч человек. Об этом 30 августа сообщала радиостанция RMF24. Отличительная черта большинства публикаций — уверенность в скорой победе оппозиции и падении режима Лукашенко.

Помимо этого, аудиторию польских медиа запугивают грядущими репрессиями против их соотечественников, живущих в РБ. В предпоследний день лета данную тему подняли сразу два рейтинговых СМИ — вышеупомянутое радио RMF24 и таблоид Super Express.

Много внимания Белоруссии уделяла не только жёлтая пресса, но и достаточно серьёзные издания, в частности POLITICO Europe, пребывающее в фаворе у высокопоставленных чиновников из Восточной Европы. Так, 27 августа в POLITICO вышло интервью с министром иностранных дел Литвы Линасом Линкявичюсом, который обращался к ЕС: «Недостаточно судить, оценивать, осуждать, нужно действовать». Речь шла, конечно, о Белоруссии и сдержанной позиции Евросоюза.

А 30 августа издание рассуждало о том, как вырвать республику из рук России. Постоянный автор ресурса Пол Тейлор предлагает шикарный (с его точки зрения) план: Западу нужно временно приостановить евроатлантическую интеграцию и расширение НАТО на восток, взамен Россия откажется от поддержки Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии, республик Донбасса и, естественно, Белоруссии. Это, в свою очередь, позволит народу РБ «пойти собственным, демократическим путём». Впрочем, Тейлор аккуратно оговаривает, что замысел может быть не очень реалистичным. Стоит добавить, что благодаря порталу Onet публикации POLITICO доступны польскому читателю.

Кроме политиков и журналистов, на белорусских делах сосредоточилось польское экспертное сообщество. Его уровень производит удручающее впечатление. Многие аналитики мыслят даже не категориями холодной войны, а подходят с мерками советско-польского противостояния столетней давности.

К примеру, профессор Пётр Грохмальский, представляющий Институт стратегических исследований Академии военного искусства и Университет Николая Коперника, считает, что Белоруссия играет ключевую роль в грёзах Путина о восстановлении Российской империи, РФ без РБ окажется беззащитной, и ей придётся стать «нормальным, цивилизованным государством».

Другой профессор — Пшемыслав Журавский вель Граевский. В СМИ его, как правило, скромно именуют политологом, хотя несколько лет назад он входил в команду советников министра иностранных дел Витольда Ващиковского, а теперь является одним из руководителей Национального совета развития при президенте Польши. Перед выборами в Белоруссии этот высокопоставленный эксперт в обтекаемых выражениях предрёк конец эпохи Лукашенко.

Первые две недели после выборов, видимо, укрепили Журавского в его мнении, но 22 августа президент РБ побывал на полигоне под Гродно, встретился с военными, а на следующий день сел в вертолёт и с автоматом в руках прилетел в резиденцию в Минске. Демонстрация решимости, помноженной на силу, настолько впечатлила пана Пшемыслава, что тот стал публично давать советы погранстраже Речи Посполитой. Журавский вель Граевский призывал к бдительности и ожидал, что белорусский режим устроит на польской границе кровавую провокацию. Её вероятность эксперт оценивал как большую. Интересно, что в подобном духе высказывался и Яцек Сариуш-Вольский, человек, считающийся одним из отцов польской евроинтеграции.

Пограничного инцидента не было, и 29 августа Журавский вель Граевский сосредоточился на Путине. В эфире Польского радио политолог объяснил, почему хозяин Кремля поддерживает Лукашенко: успешная демократическая революция в Белоруссии окажется заразительной для россиян, из-за чего может рухнуть режим самого Путина.

Примечательно, что глубинных процессов, происходящих в РФ и РБ, польский эксперт не понимает и пытается втиснуть реальность в примитивную схему: диктатор в Минске, диктатор в Москве, их народы рвутся к свободе, но карательные органы пока сильнее. Точно так же в Речи Посполитой представляют собственное прошлое времён социализма и механически переносят этот образ на соседей из бывшего СССР.

Не спускал глаз с Белоруссии и Центр восточных исследований, а особенно его аналитик Камиль Клысинский. Ему приходится непросто: массовые шествия под бело-красно-белыми флагами устраивают каждые выходные, но власть не сдаётся, а комментарии давать надо. Вот Клысинский и вертится как может. 24 августа он отмечал, что многотысячная манифестация в Минске является несомненным успехом оппозиции. Уже 27-го Клысинский писал о снижении решимости протестующих и растущей дезориентации в их рядах. 31-го аналитик выпустил новый текст, где говорилось о том, что воскресные акции показали высокий уровень мобилизации, а сопротивление продолжается. Кроме того, Камиль Клысинский успел пообщаться с сайтом WP Wiadomosci, с которым поделился переживанием: если Лукашенко уйдёт, то влияние России на Белоруссию станет больше, чем это было раньше. В общем, непонятно, что для Польши хуже — сохранение власти «последнего диктатора Европы» или же его свержение.

Событиям в Белоруссии давал оценку ещё один заметный эксперт — Витольд Юраш, председатель Центра стратегического анализа. Некогда он служил дипломатом и даже был временным поверенным в делах Польши в РБ. Юраш — личность весьма востребованная. Его комментарии публикуются на популярном портале Onet и в других изданиях, имеющих репутацию респектабельных, например в польской версии Forbes.


Аналитика от Юраша специфическая. Допустим, весной 2019-го он ожидал, что Кремль скоро физически устранит непокорного Лукашенко. Но на фоне своих коллег Витольд сегодня выглядит просто орлом.

Так, по завершении акций 23 августа Юраш в студии радиостанции TokFM очень осторожно рассуждал о перспективах белорусского протеста. Эксперт предположил, что власть может совершить какую-то глупость, пойти на беспрецедентное насилие, за ним последует взрыв народного негодования, и через два дня режима не будет. «Однако в данный момент никаких указаний на это нет», — признался Юраш. А 25 августа он появился в программе Onet Rano.

Витольд Юраш оценил степень влияния Польши на белорусские дела и её способность воздействовать на партнёров по Евросоюзу и НАТО. Заключение эксперта было коротким и однозначным: «Мало кого на Западе интересует то, что мы можем им сказать».