Серьёзные новости из мира военных технологий обычно проходят мимо внимания общественности и лишь спустя годы становятся широко известными. Между тем основная гонка между державами разворачивается именно на стадии разработки технологий. Похоже, на днях мы стали обладателями такой, которая «обнулит» само понятия невидимости летающих объектов, а вместе с ними и миллиарды долларов, потраченные Пентагоном на «стелс»-самолёты.

 

На прошлой неделе «Радиотехнический институт имени академика А. Л. Минца» выпустил скромный пресс-релиз, в котором заявил об успешной разработке технологии, позволяющей эффективно распознавать так называемые «стелс»-объекты. Чтобы понять её смысл, вспомним немного теории.

Кто первым придумал идею радионевидимости — сказать сложно, но вот первым современным самолётом-невидимкой принято считать американский истребитель-бомбардировщик F-117 «Чёрный ястреб», созданный в 1981 году.

Благодаря специально просчитанной форме и конструкции сотового покрытия фюзеляжа, в передней полусфере Nighthawk имел площадь эффективной поверхности рассеивания в 90 раз меньше аналогичного показателя обычных боевых самолётов.

Считалось, что ночью «ястреб» сможет с 20 км точно поражать наземные цели, оставаясь незамеченным радарами противника.

Бороться с такими невидимками было возможно только методом использования приманок в специально подобранных местах для засады. 27 марта 1999 года сербы смогли таким образом сбить F-117, защищая свою страну от агрессии НАТО.

После вторжения в Югославию американцы пришли к выводу о необходимости использования более эффективных радиопоглощающих материалов. С учётом нового опыта были созданы самолёты-невидимки F-22 и F-35, теоретически существенно превосходящие F-117 по невидимости. Однако специалисты «Радиотехнического института имени Минца» нашли оригинальный способ противодействия.

Гениально и просто

Кто-то безусловно гениальный задался простым вопросом: что нам, собственно, надо — поймать отражённый сигнал нашего локатора или обнаружить сам самолёт? Если второе, то зачем ловить отражение вовсе? Значит, вместо того чтобы искать трудноуловимое отражение, давайте сосредоточимся на выделении того, что быть должно точно, но почему-то отсутствует.

Гениальная по своей сути идея сводится к тому, что даже самый невидимый самолёт материален, потому не пропускает фоновое излучение сквозь себя. Если сделать приёмник достаточно чувствительным для фиксации фонового излучения, а его видов много, включая космическую радиацию, то даже самая невидимая невидимка предстанет пятном, экранирующим собой фоновый радиошум. Замаскировать пятно невозможно физически, тогда как следить за его перемещением и наводить туда зенитные ракеты вполне реально.

Конечно, пока речь идёт только о демонстрации самой технологии. Готовых радаров на этом принципе пока нет. Но раз на опытных установках технология работает достаточно успешно, её практическое воплощение становится вопросом весьма недолгого времени. Фактически это значит, что уже сейчас самые совершенные на сегодня «стелс»-технологии утратили свою силу и перспективность.