Польша в последние годы усиленно борется за приток трудовых мигрантов с Украины, потому что понесла большие демографические потери, а её развивающаяся экономика требует новых рабочих рук. В этом плане украинцы намного выгоднее и удобнее, чем мигранты из Азии, Африки, с Ближнего Востока, потому что поляки и украинцы очень близки по языку, по менталитету.

Украинцы — европейцы. Они получили образование, вполне сопоставимое с польским. Для привлечения как можно большего количества квалифицированных кадров Польша после введения на Украине безвизового режима создаёт все условия для упрощённого порядка трудоустройства. Для украинцев уже существуют трудовые гарантии, а порядок зарплат намного выше, чем на Украине. И в этом плане, я считаю, Россия отстаёт от Польши в привлечении трудовых ресурсов на свою территорию.

У России другие преимущества по сравнению с Польшей. Это общая история, общая культура, общий язык. Украинцы, приезжая в Россию, чувствуют себя намного комфортнее, чем в Польше. Потому что, как бы там ни было, в Польше первое поколение украинцев никогда не будет стоять на одном уровне с самими поляками. А вот украинцы в России чувствуют себя своими на второй день после приезда, разницы не замечает никто. Их дети ходят в те же самые школы, поступают в те же самые вузы и учатся там с не меньшими положительными результатами, чем россияне. Другое дело, что российское законодательство и к трудовым мигрантам, и просто к русским Украины, возвращающимся в Россию, намного более жёстко, намного более беспощадно, чем польское законодательство. Кроме того, российское законодательство не обладает той гибкостью, что законодательство польское.

В 2002–2003 годах в России была принята установка, что нам больше уже никто не нужен, и все эмигранты должны преодолевать огромные трудности для того, чтобы получить российский паспорт. Эту установку ломают-ломают, Владимир Владимирович заявляет о том, что будем принимать жителей Украины, о том, что нам нужны наши украинские братья, и так далее, но всё равно кардинально сменить ситуацию не получается.

Конечно, сейчас существуют облегчённые способы получения гражданства, чуть-чуть заработал закон о носителях русского языка, но по трудовому и миграционному законодательству украинцы, которые приезжают в Россию, как, собственно говоря, и русские из Казахстана, не пользуются никакими льготами или преимуществами по отношению к любым другим трудовым мигрантам. Любые другие трудовые мигранты — и из Киргизии, и из Таджикистана, и из Узбекистана — имеют массу преимуществ перед украинцами хотя бы в силу того, что у них существует спаянная диаспора, которая позволяет им трудоустраиваться, делает им регистрацию, предоставляет работу, на каком-то таком внутреннем уровне защищает их права.

К сожалению, нет диаспоры русских из Украины в России, нет диаспоры украинцев, которые бы могли по-настоящему защищать их права.

Безусловно, в России надо создавать государственное агентство по миграционно-трудовым вопросам, подобное польскому.

Надо создавать управление или департамент, который бы занимался адаптацией русских и украинцев, переселяющихся в Россию. Этими проблемами должен заниматься именно этот орган, а не МВД и не миграционная служба, он должен быть заинтересован принять и адаптировать людей. Безусловно, в рамках миграционных законов о труде необходимо выделить какие-то особые пункты по трудоустройству русских, которые возвращаются в Россию, или украинцев и белорусов, переезжающих в Россию для того, чтобы тут работать.

Они получат какие-то преимущества, потому что, не пройдёт и двух-трёх лет, и Польша, которая заявляет, что ей нужны 5 миллионов рабочих рук, перетянет к себе всех молодых, способных и трудолюбивых украинцев. В таком случае Россия не получит того ресурса, который она может получить из Украины.