Подъём российской экономики особенно заметен на уровне регионов и ключевых отраслей страны.

Финансовый аспект

Экономика России завершает 2017 год с практически идеальными макроэкономическими и финансовыми параметрами, не только с точки зрения новейшей истории нашего государства, но и с точки зрения мировой практики. Если бы в Брюсселе были прагматичные политики, то они бы уже давно занимались не копированием санкций властей США в отношении России, а приглашали бы нас стать членом ЕС — при этом не факт, что мы бы согласились.

Ведь, действительно, дефицит бюджета в текущем году ожидается на уровне 1,8–1,9% ВВП — это свежая оценка ситуации в этой сфере от министерства финансов, озвученная 29 ноября. Любопытно, что журнал The Economist в номере от 25 ноября на с. 84, в статье «Экономические и финансовые показатели», даёт цифру дефицита бюджета России на текущий год в размере 2,1% ВВП, хотя в поправках к бюджету 2017 года он, во-первых, составляет 2,2% ВВП, а во-вторых, реальный процент бюджетного дефицита оказывается заметно меньше, отражая улучшение в экономике и рост не нефтегазовых доходов. Недаром в проекте трёхлетнего бюджета России на 2018–2020 годы доля нефтегазовых доходов заметно снижается: в следующем году их вес для бюджета окажется уже меньше 40%.

Такие показатели реального бюджетного дефицита России легко укладываются в пороговое значение для стран ЕС в 3% — показатель, который некоторые из них уже не могут выполнить из-за не очень хорошей финансовой ситуации. Уровень госдолга в России не превышает и не превысит в ближайшие три года 16% ВВП. Страна не живёт взаймы, в отличие от США, на которые приходится 31,2% всех долгов мира. Но возникает вопрос: а хватает ли при этом российской экономике денег для развития? Ответ: да.

Российский бизнес в большинстве своём не только покрывает все свои издержки, но и выходит в прибыль уже после уплаты всех налогов и сборов. Из каждых 100 компаний в России прибыльна семьдесят одна. 29% несут убытки, однако достаточно вспомнить, что в тех же США успешной компанией считается лишь та, которая существует на рынке более трёх лет, а вот выжить в течение этого срока удаётся лишь 20% компаний, а 80% терпят банкротство. Да и достаточно сравнить размер прибыли и убытка, чтобы понять, что российский бизнес чувствует себя весьма комфортно: по имеющимся данным, за январь — сентябрь 35 тысяч предприятий заработали собственникам 8 триллионов 680,5 миллиарда рублей, а суммарный убыток оказался равным 1 триллиону 294,7 миллиарда рублей и был отмечен у 13,5 тысячи компаний.

Так что за умеренным ростом экономики (ожидается, по прогнозу ЦБ РФ, на уровне 1,7–1,8% по итогам года) скрываются весьма внушительные цифры прибыли компаний, работающих в России. Кроме того, низкая инфляция, которая по итогам года составит 2,5%, ударяет по бизнесу тех, кто привык жить за счёт роста цен, — теперь такие бизнес-стратегии уходят в прошлое.

За январь — сентябрь 35 тысяч предприятий заработали собственникам 8 трлн 680,5 млрд руб., а суммарный убыток оказался равным 1 трлн 294,7 млрд руб. и был отмечен у 13,5 тысячи компаний.

Региональный аспект

Российская экономика пережила в 2017 году серьёзную трансформацию: ещё больше укрепились сектора экономики, не связанные с нефтью и газом, а также заметный подъём показали регионы, которые дали возможность гарантировать, что вместе с мерами поддержки их финансов из федерального центра они, набрав темпы роста, смогут заметно уменьшить свою региональную задолженность. При этом не стоит думать, что проблема задолженности российских регионов является в чём-то уникальной. Более того, финансовая ситуация с российскими субъектами намного лучше, чем, например, с отдельными штатами в США. Иллинойс, например, имеет невысокий инвестиционный рейтинг и сталкивается в ряде случаев с невозможностью найти доверие у инвесторов, чтобы привлечь средства на покупку новых муниципальных обязательств. Все российские регионы имеют доступ к банковскому кредитованию, в том числе через банки с государственным участием, что даёт им возможность рефинансировать собственные обязательства.

О том, как развивается экономика России, нужно судить по ситуации в регионах, а не концентрироваться на общих показателях по всей стране, которые колеблются в небольшой плюс или минус в ту или иную сторону. В абсолютно каждом уголке России можно найти феноменальные истории успеха и показатели роста мирового уровня.

Например, Санкт-Петербург выделяется тем, что за 9 месяцев смог заработать на экспорте продукции 15,4 миллиарда долларов — колоссальный рост, на 37%, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. И что примечательно: петербургская продукция идёт нарасхват во всех уголках мира, а торговля со странами, не входящими в СНГ, принесла городу на Неве 90,8% валютной выручки.

Ленинградская область — один из лидеров России по инвестициям компаний в оборудование и машины, то есть в основной капитал: за 10 месяцев 2017 года бизнес вложил средства в своё развитие на сумму в 165,7 миллиарда рублей, что на 25,4% больше, чем за аналогичный период 2016 года — это задел на большой рост в ближайшие годы. Но уже в этом году оборот промышленности вырос на 4,5% и достиг 1,7 триллиона рублей. Выпуск оборудования увеличился на 30%, фармацевтическая промышленность выросла на 17,6%, пищевая — на 15,3%, изготовление мебели увеличилось на 17,5%, деревообработка — на 13,7%. В регионе было введено в строй 2,2 миллиона квадратных метров жилья, что на 16% больше, чем в прошлом году. Реальная зарплата в Ленинградской области выросла: если номинальный прирост её составил 3,9%, то инфляция «съела» лишь 2,1% от этого увеличения.

Санкт-Петербург выделяется тем, что за 9 месяцев смог заработать на экспорте продукции 15,4 миллиарда долларов — колоссальный рост, на 37%, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

В Москве позитивный фактор в экономике отмечается на уровне каждого жителя — это рост реальных доходов населения, что отражается на увеличении (сразу на 9%) поступлений от налога на доходы физических лиц.

Башкортостан в этом году растёт с темпом не менее 2%. ПАО УМПО в этом регионе по количеству произведённых двигателей превзошло советские показатели, а объём производства за семь лет вырос в денежном выражении в 5,3 раза и достиг 80 миллиардов рублей.


ПАО УМПО — самое крупное в России двигателестроительное предприятие.

Мордовия по итогам года выходит на рост регионального валового продукта на 5%, а подъём промышленности и сельского хозяйства составляет 6%. Горнодобывающая промышленность Хакасии, на которую приходится 90% индустриального сектора региона, за год увеличивает оборот на несколько миллионов тонн, а это значит, что в крае появляются новые рабочие места. При этом оба региона — одни из лидеров по задолженности, однако это не означает, что они остановились в экономическом развитии.

В Брянской области сельское хозяйство показало рост на 8,4%, а сам регион стал № 1 в стране по урожаю картофеля, которого было собрано 1,5 миллиона тонн. Все эти достижения — заслуга повышения производительности труда до 350 центнеров с 1 га, а это, в свою очередь, стало результатом государственной поддержки модернизации и технического перевооружения сельского хозяйства — объём поддержки по этому направлению вырос за последние три года с 7,5 до 11,5 миллиарда рублей. Сбор зерновых и зернобобовых к концу года нарастающим итогом составит 2 миллиона тонн — исторический рекорд для этого края: в самые лучшие советские годы Брянская область собирала лишь 820 тысяч тонн зерна. Успехи и в надоях молока, которые в 2017 году оказываются на 11% выше результата 2016 года. Растёт производство мяса — на 5% за год. В результате брянский картофель и товары регионального АПК не только кормят отечественного потребителя, но и успешно завоёвывают мировой рынок, в том числе наращивая поставки в Республику Беларусь: российская продукция не только вкусная, но и приемлемая по цене.

В Брянской области сбор зерновых и зернобобовых к концу года составит 2 млн тонн — исторический рекорд для этого края: в самые лучшие советские годы область собирала лишь 820 тысяч тонн зерна.

Отраслевой аспект

Если смотреть по отраслям, то обращает на себя внимание феноменальный рост автоиндустрии. Количество выпущенных в России машин вырастает по итогам года на 20%. Автокредитование — один из факторов роста, оно увеличивается на 10%, но важно также, что растёт и отгрузка автомобилей, произведённых в России, на экспорт — на 30% (и на значительно больший процент, если рассматривать страны, не входящие в СНГ). Дальний Восток имеет все перспективы стать мировым автомобильным хабом, учитывая то, что крупные игроки отрасли «заморозили» ряд проектов в Мексике и Канаде на общую сумму более чем 20 миллиардов долларов, что стало следствием неаккуратного пересмотра Вашингтоном соглашения о свободной торговле НАФТА, которое Белый дом решил поменять в пользу своего рынка. Однако для автомобильных гигантов важно соотношение издержек, включая затраты на труд, электроэнергию, а также налоговый режим. По всем этим параметрам, взятым вместе, Дальний Восток является очень привлекательным для вложения «автомобильных» денег.

Обращает на себя внимание феноменальный рост автоиндустрии в России в 2017 году. Количество выпущенных машин вырастает по итогам года на 20%.


В этом году начались поставки автомобилей Lada Vesta на Кубу.

Строительство также на подъёме. Программа реновации в Москве, опыт которой будет использоваться и в других городах для переселения людей в современное жильё, даёт этой отрасли «второе дыхание». Кроме того, 28 ноября на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей Владимир Путин объявил о специальной ипотечной программе для семей, возможностями которой смогут воспользоваться те семьи, «в которых с 1 января 2018 года рождается второй или третий ребёнок. Покупая жильё на первичном рынке или рефинансируя ранее полученные ипотечные кредиты, семьи смогут рассчитывать на субсидирование государством процентной ставки сверх 6 процентов годовых». Кроме того, 27 октября ЦБ РФ в пятый раз за 2017 год снизил ключевую ставку, сделав ипотечные кредиты более доступными. Рынок ипотеки в России по итогам года выходит на показатель прироста в 25%, что свидетельствует как о хорошем самочувствии строительной индустрии, так и об уверенности всё большего числа людей в стране в том, что кризис закончился.

Не только автомобильная и строительная отрасли демонстрируют подъём. Авиакомпании могут отметить рост числа пассажиров, а также увеличение общего километража перелётов — по итогам года оба показателя выходят как минимум на 20% роста. Растёт и грузооборот в стране, причём перевозимый не только авиатранспортом (на 5% к результатам 2016 года), но и через морские порты (рост — почти на 10%). Грузооборот наземными путями также демонстрирует увеличение: по железным дорогам перевезено на 4% больше товаров, чем в 2016 году.

Перестройка российской экономики в сторону большего динамизма не нефтегазовых отраслей не означает, что энергетический сектор «простаивает на запасном пути». 28 ноября «Газпром» в очередной раз обновил собственный рекорд и вышел на абсолютный максимум прокачки природного газа в дальнее зарубежье, отправив на экспорт 625 миллионов кубических метров сырья. В нефтяной отрасли добыча сырья к концу года уверенно превышает уровень в 10 миллионов баррелей и присматривается к значению в 11 миллионов. Россия, как и в 2016 году, выходит в 2017 году на позицию № 1 по добыче нефти, оставляя позади Саудовскую Аравию — лидера среди стран ОПЕК. Как отмечает издание Bloomberg Businessweek, решения Владимира Путина по экономической политике России касательно развития нефтяной индустрии сейчас имеют большее значение для состояния дел в этой мировой отрасли, чем решения ОПЕК в целом и любого его участника в частности. Напомним, что Россия не является членом ОПЕК.

28 ноября «Газпром» в очередной раз обновил собственный рекорд и вышел на абсолютный максимум прокачки природного газа в дальнее зарубежье, отправив на экспорт 625 миллионов кубических метров сырья.

То, что развитие добычи нефти и природного газа в России — верное решение, показывает опыт Норвегии, которая также наращивает производство этих видов сырья, оставаясь вторым крупным энергетическим поставщиком в ЕС. Нефть и газ дают две трети экспортных доходов России, а страна по итогам года выходит на положительное сальдо внешней торговли в размере 100 миллиардов долларов. При этом, как сообщает агентство Bloomberg в своей статье от 7 июня, «Путин развивает страну органическим (естественным) образом», в результате чего экспорт продукции российского АПК обогнал по выручке и так сильный экспорт вооружения, а реализация зерновых культур стала не менее рентабельной, чем продажа нефти.

Сочетание развития не нефтегазовых секторов экономики и успешное развитие нефтегазовой индустрии даёт большую стабильность экономической системе. Вместе с успехами каждого региона, где можно найти свои достижения мирового масштаба, страна достойно завершает 2017 год и уверенно смотрит в 2018-й.