Среди зажиточной российской диаспоры в Великобритании переполох. 31 января вступил в силу закон, который предусматривает обязательный отчёт о происхождении финансовых средств и активов стоимостью свыше 50 тыс. фунтов. «Когда мы доберёмся до вас, то придём за вами, за вашими активами, и мы создадим такую обстановку, что вам придётся жить в тяжёлых условиях... Если у парламентариев из такой страны, где не получают высоких зарплат, вдруг оказывается чудесный таунхаус в Найтсбридже, который стоит миллионы, и они не могут объяснить, каким образом они за него заплатили, мы наложим арест на такой актив. Мы будем им распоряжаться и используем доходы для финансирования нашей правоохранительной деятельности», — заявил замминистра внутренних дел Великобритании Бен Уоллес.

Нельзя сказать, что руководство РФ не предупреждало. О возможности заморозки активов Владимир Путин предупреждал российский бизнес ещё в далёком 2002 году: «Замучаетесь пыль глотать, бегая по судам в попытках разморозить эти средства».


Тогда призыв не был услышан.

В 2015 году, на фоне уже введённых Западом санкций, Путин повторил предупреждение: «Ещё раз хочу сказать, ситуация такая: поступает, я бы сказал, несколько тревожная информация из некоторых стран, что у нас складывается впечатление, что могут быть предприняты попытки воспрепятствовать возврату капиталов в Россию, а это может быть связано с ограничениями использования тех капиталов, которые находятся в иностранных юрисдикциях. Просто имейте это в виду».

В конце 2017 года к теме не просто вернулись, а предложили бизнесу механизм возврата: анонимную покупку российских облигаций, номинированных в иностранной валюте. Поэтому никто не может говорить, что происходящее стало неожиданностью.


А вот в ФРГ нас «кошмарить» не хотят. И даже больше. Там намерены дать рекомендации немецким фирмам относительно работы в Крыму. Дело в том, что на выходных в Симферополь прибыли делегации от ландтагов Германии. Видимо, непростая история с Siemens (турбины производства этой компании были переданы в Крым для строительства тепловых станций) перевела вопрос из теоретической в практическую плоскость. При этом на вопрос о возможных ответных мерах Украины (запрет на въезд в страну) депутаты дали понять, что это их не слишком волнует.

Однако на Украине всерьёз решили припугнуть ФРГ. Шаги в сторону отмены санкций там уже успели назвать предательством Украины. А компаниям, которые всё же решатся работать в Крыму, грозят неприятностями вплоть до запрета работать на Украине.

Госдеп США не слишком успешно расстраивал сделку по приобретению ЗРС С-400 Турцией. «Российская сторона пошла навстречу Анкаре как по вопросам цены и сроков поставок ЗРК, так и в контексте налаживания совместного производства и передачи технологий», — цитирует Реджепа  Эрдогана агентство Anadolu. Последнее особенно любопытно, ведь ранее в РФ категорически отказывались от передачи технологий.

С Германией в последнее время на Украине всё непросто. Немцы только-только успели одобрить строительство «Северного потока — 2», превращающего ГТС Украины в металлолом, а теперь вот новая напасть. Не удивительно, что Киев готовится к худшему для него сценарию.

«В очередной раз украинские политики пробивают днище всякой возможной адекватности. Особенно это касается мер в отношении компаний, работающих в российском Крыму. На мой взгляд, не стоит кому бы то ни было обращать на это внимание. Мы видим, что в Европе просыпаются здоровые силы, которые начинают проводить действительно суверенную политику в интересах своих государств, в интересах Евросоюза, а отнюдь не в стратегических интересах США, как это было до определённого момента. Это очень отрадная тенденция, её можно только приветствовать», — говорит по этому поводу заместитель директора Центра геополитических экспертиз Наталья Макеева.

Неадекватность — слово очень правильное. Возьмём, скажем, Беларусь. В Европе её постоянно критикуют: права человека, смертная казнь, отношения с оппозицией. Однако когда дело доходит до строительства нового азотного комплекса «Гродно Азота», то за возможность предоставить Беларуси кредитную линию европейские банки готовы конкурировать даже с китайскими. Между тем сумма проекта немаленькая — 1,3 млрд долларов.

Так почему готовы? Потому что в Беларуси адекватное руководство и газовый контракт с РФ с прогнозируемой ценой (а в перспективе — общий газовый рынок с РФ). Поэтому на Украине новые комплексы по переработке природного газа в удобрения для с/х не строятся, а уже существующие простаивают. Поэтому не исключено, что новый комплекс «Гродно Азота» будет работать либо на экспортные рынки Украины, либо даже на саму Украину, которая сегодня активно импортирует удобрения из РФ. Это вполне укладывается в стратегию РБ — повышать маржинальность экспорта.