В наших материалах мы уже отмечали, что сила (и одновременно слабость) Союзного государства — его чрезвычайная зависимость от воли Александра Лукашенко и Владимира Путина. Известно, что именно российский и белорусский президенты нередко договариваются по сложным моментам вначале сами и лишь затем привлекают правительства. Однако обратная сторона такой практики в том, что чиновников она слишком расслабляет.

Так, глава Минсвязи РФ Константин Носков на прошлой неделе посетовал, что в вопросе отмены роуминга продвинуться в очередной раз не удалось: «Переговоры идут непросто. К сожалению, белорусская сторона прислала нам ответные предложения, серьёзно скорректировав наш план, который ведёт, по нашим оценкам, к снижению цен на 25–30 %, но не приводит к отмене роуминга». Из-за чего он предлагает обсудить этот вопрос главам государств.

Однако штука в том, что они это уже делали, причём неоднократно: и в 2017, и в 2018 году.


Об этом напомнил и спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин: «Полтора года прошло с момента, когда наши президенты дали поручение рассмотреть и решить этот вопрос». Однако и он в итоге приходит к тому же решению: «Давайте поставим вопрос перед президентами, что такая исполнительская дисциплина недопустима».

То, что она недопустима, — бесспорно, вот только каким боком тут президенты? Поручение дано, его нужно выполнять. Не выполнено — тогда разбираться и, возможно, делать какие-то кадровые выводы. У президентов и без того проблем хватает.

В Россельхознадзоре снова могут сократить число белорусских предприятий, имеющих право экспортировать продукцию в РФ. Шести производителям это грозит за ввоз продукции, которая была лишь перепакована. Впрочем, дело даже не в перепаковке, а в том, что продукция взята у производителей, которым запрещено экспортировать свои товары в РФ. Т. е. РСН обнаружил схему серого импорта с участием в ней белорусских производителей. Ещё 9 производителей попали под усиленный контроль за нарушение ветеринарно-санитарных требований ЕАЭС.


ЕАЭС, а не РФ, отметим. Похоже, что в РСН учли ошибки прошлогодних «молочных войн». И даже перешли в наступление, если такое определение в данном случае уместно. «В ходе конструктивного диалога стороны пришли к соглашению о необходимости выработки чёткого и понятного механизма регулирования транзита сельхозпродукции по территориям стран — членов ЕАЭС. Подчёркнуто, что нежелание Комиссии ЕЭК в лице г-на Назаренко [министр по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии Виктор Назаренко. — Ред.] в урегулировании такого рода вопросов приводит к существенному замедлению процесса интеграции стран, а также усложняет проведение импортно-экспортных операций», — заявил глава РСН Сергей Данкверт.

«Лукашенко объявил о готовности объединиться с Путиным хоть завтра» — такими кричащими заголовками пугали своих читателей оппозиционные СМИ Беларуси после пятничной встречи Лукашенко и Путина. Ровно такие же истеричные оценки можно было встретить и в украинских СМИ. А ведь президент РБ не сказал ровным счётом ничего сверх позиции, которую он уже занял в январе. Напомним, тогда на предложения углублять интеграцию в рамках СГ он ответил, что это вопрос не его компетенции и решать должны граждане обоих государств на референдуме.

Однако это совсем не эдакий красивый уход от темы, мол, до референдума и говорить не о чем. Совсем наоборот, динамика как раз есть. «Всё больше — и президент России об этом говорил, и я — говорим о финансах, экономике, промышленности, о поставках, экспорте, импорте», — отметил Лукашенко.

Между тем то ли ревизия итогов СГ за 20 лет отняла у президентов всё время, то ли нашлись более важные темы для обсуждения, но вопрос налогового манёвра остаётся открытым.

Осваивать совместно Арктику предложил на прошлой неделе государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота: «Мы уже сейчас нашли ряд научно-технических компетенций не только в России, но и в Беларуси, которые могли бы быть там использованы». По  его словам, таким проектом в первую очередь могла бы заинтересоваться молодёжь, для которой Арктика станет чем-то вроде символа поколения.

Отметим, что предложение всё же не новое. Проект программы Союзного государства «Арктика-СГ» обсуждался ещё осенью прошлого года на VII Форуме вузов инженерно-технологического профиля. В качестве площадки реализации программы тогда предложили Мурманский арктический государственный университет, правда, дальше дело не пошло: договорились подумать над содержанием. «Необходимо программу насытить какой-то конкретикой. Подумать, какие научно-исследовательские и конструкторские работы, которые поспособствуют решению задач освоения Арктики, лягут в основу программы», — говорил тогда заместитель Рапоты Алексей Кубрин.  

Можно вспомнить и более ранние примеры.