В США миновал срок, отведённый телеканалу RT для регистрации в качестве иностранного агента. Телеканал это требование выполнил, поскольку в противном случае его деятельность сразу же оказалась бы парализованной из-за блокирования активов. «Между уголовным делом и регистрацией мы выбрали последнее, с чем и поздравляем американскую свободу слова и всех, кто в неё всё ещё верит», — прокомментировала ситуацию главный редактор телеканала Маргарита Симоньян. Минюст США, в свою очередь, подтвердил регистрацию.

Иностранный агент (в США) — организации или отдельные лица, ведущие внутриполитическую деятельность по поручению иностранного государства (как своего, так и любого иного). Деятельность иностранных агентов регулируется законом FARA (Акт о регистрации иностранных агентов), который был принят ещё в 1938 году и с рядом поправок существует до сих пор. Любопытно, что на потенциально подпадающих под действие закона не распространяется презумпция невиновности в том смысле, что такие лица и организации сами обязаны доказывать, что не находятся под контролем иностранной державы.


В качестве ответа в Госдуме обещают распространить действие похожего российского закона на ряд зарубежных СМИ: радио «Свобода», Deutsche Welle, CNN, «Голос Америки». Правда, депутаты обещают, что рядовые журналисты разницы в работе не заметят. «Этот закон никоим образом не касается корреспондентов того же CNN или BBC, которые работают в России. Это касается только юридических лиц, иностранных компаний», — пояснил вице-спикер ГД Пётр Толстой.

Возможно, в этом (что не заметят) как раз и кроется часть проблемы. Генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероника Крашенинникова (один из инициаторов закона РФ об иностранных агентах, принятого в 2013 году) в своём материале для издания «Столетие.ru» писала, что лишь не знакомые с проблемой люди могут считать российский и американский законы взаимно уравновешивающими: «Требования вступившего в силу... российского закона представляют собой лишь 10-15 процентов от требований закона американского», в котором под понятие «политическая активность» подпадает, в принципе, что угодно. К тому же теперь власти США наверняка начнут в публичной сфере говорить о RT не как о СМИ, а как о политических лоббистах: регистрация даёт для этого формальные основания, ведь до этого телеканал называли пропагандистским исключительно оценочно. Вроде бы разница невелика, однако сами американцы подобные нюансы чувствуют. 

Поскольку Турция настаивает на приобретении ЗРС С-400 вопреки мнению США и НАТО, против неё также могут ввести санкции. Такое мнение высказал турецкий политолог Энгин Озер. Впрочем, дело не только в российском оружии. Эксперт обращает внимание на общий курс сближения с РФ и Ираном, активизацию торговли, отмену ограничений на экспорт турецких товаров в Россию, работу по переходу на национальные валюты в торговле с РФ и Ираном. Разумеется, сюда же следует относить строительство «Южного потока», хотя на примере его «северного близнеца» известно, что США весьма отрицательно относятся ко всем новым проектам газопроводов в Европу. Действие санкций, по мнению эксперта, будет направлено на усиление недовольства правительством через экономику (курс доллара вырастет к турецкой лире), что приведёт к удорожанию импорта. Таким образом, санкции в отношении Турции можно воспринимать и как санкции в отношении РФ, а вернее, её ближневосточного внешнеполитического вектора. 

В него втягивается не только Турция, Иран, Сирия. Так, на днях СМИ сообщили о том, что ОАЭ может присоединиться к использованию космодрома Байконур. А уже вчера РФ, Казахстан и ОАЭ создали рабочую группу по развитию космических проектов. В Саудовской Аравии Россия и вовсе собирается создать производство оборудования для опреснительных станций.


Такими действиями РФ «вторгается» и пытается закрепиться в странах, которые в Вашингтоне привыкли видеть своей вотчиной (да ещё и в таких стратегических сферах).

Кстати, это более болезненный ответ США в ситуации с попытками выдавить RT из американского информпространства.

Торговля и сотрудничество с Азией — ещё один важный вектор. США и ЕС могут продолжать, расширять, вводить новые санкции и ограничения, однако до тех пор, пока у нас хорошие отношения с азиатскими странами, говорить о блокаде просто глупо. В том числе поэтому ЕАЭС планирует заключить с АСЕАН соглашение о зоне свободной торговли между двумя интеграционными объединениями.

АСЕАН — организация десяти стран Юго-Восточной Азии (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины), возникшая ещё в 1967 году. 

«Недавно завершены переговоры по такому соглашению в формате Евразийский союз — Китай, и у нас идут переговоры, мы обсуждаем зону свободной торговли в многостороннем формате ЕврАзЭС — АСЕАН», — заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на инвестиционном форуме АСЕАН в Маниле.


Как известно, с прошлого года ЕАЭС уже имеет ЗСТ с одной из стран АСЕАН — со Вьетнамом. Конкретно глава российского правительства предложил «сделать транзит грузов по маршруту Азия — Европа максимально быстрым, экономически рентабельным и сформировать на российском Дальнем Востоке мощный транспортный узел, который будет помогать потребностям всего Азиатско-Тихоокеанского региона». Напомним, полномасштабным партнёром АСЕАН Россия стала ещё в 1996 году, а с 2005 года проводятся нерегулярные саммиты Россия — АСЕАН. Поэтому выход на ЗСТ вполне логичен.

Европейцы продолжают «подмазывать» Беларусь перед саммитом «Восточного партнёрства»: в ЕС заявили о намерении выделить РБ на поддержку реформ 136 млн евро до 2020 года. В обмен республике предлагается поступиться суверенитетом в ряде внутриполитических моментов: «Особое внимание будет уделено отмене смертной казни…, а также свободе слова и собраний, свободе союзов и праву на самоорганизацию», — отмечается в программе финансовой помощи, принять которую предполагается на саммите.

В Беларуси продолжается любопытный эксперимент — строительство арендных квартир. За январь — сентябрь их сдано уже свыше 1600 (88,3 тыс. кв. м). Пока строительство ведётся своими силами, однако в скором времени в него включится Китай: инвесторы из КНР собираются вложить в строительство социального арендного жилья до 50 млн долларов.