Хочешь победить врага — воспитай его детей. Эта восточная мудрость как никогда применима к ситуации, возникшей между Турцией и странами бывшего Советского Союза. Оговорюсь сразу, далеко не всеми странами. Они были выбраны Турцией по определённым характеристикам. 

Руководство любого государства желает, чтобы его страна была на передовых позициях. Это решается с помощью политических, экономических, военных и культурных инструментов.  США добивается своего с помощью доллара, военных вмешательств. Россия пытается объединить страны постсоветского пространства на основе исторических корней, восходящих к Советскому Союзу. Турция же в качестве цементирующей основы использует этнические и религиозные инструменты.

Внешнее влияние можно отследить по трём критериям: поставки, производство вооружения и военной техники (далее — ВиВТ), военное образование и подготовка, многостороннее военное сотрудничество.

Прежде чем перейти к анализу по выбранным критериям, необходимо определиться, какие страны будут изучены. В этом поможет карта, приведённая ниже:


На карте показаны тюркоговорящие страны, территориальное распространение шиитов и суннитов. 

При сопоставлении имеющейся информации сотрудничества Турции с другими государствами с данными по распространению религий и языковой культуры, можно сделать следующие первичные выводы:

  • Турция осуществляет взаимодействие с тюркоязычными странами: Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан. При этом наблюдаются достаточно прохладные отношения с Арменией и Таджикистаном, находящиеся на таком же удалении от Турции, что и перечисленные государства. Учитывая, что Таджикистан ближе как в культурном, так и языковом плане к Ирану (как наследнику Персии), а армянский язык вообще выделен отдельной языковой группой, то налицо выбор стран по признаку языковой общности.
  • Исключение составляют Грузия и Венгрия. Турция очень плотно сотрудничает с Грузией. Это может быть продиктовано проживанием на её территории большого количества азербайджанцев (тюрок). Венгрия, как ни странно наследник тюрок-половцев, несмотря на христианство. Стоит помнить, что в последнее время достаточно большое количество христиан переходит в ислам. Обратного процесса не наблюдается. Если же пока Венгрия «собрат» Турции только по тюркским корням, о чём говорит Эрдоган, Янош Адер (президент Венгрии), то впоследствии может перетечь в братство по религии.
  • Населения большинства стран контакта представлено суннитами. Исключение составляет лишь Азербайджан, основная часть населения которого исповедует ислам шиитского толка. Это направление ислама ярко представлено в Иране. Но только Иран — это персы, а не тюрки. Можно даже говорить о возможности постепенного перевода шиитов в сунниты, противопоставляя тем самым их общность Ирану, с которым, как известно, Турция не дружит.

Опираясь на языковую и религиозную общность, Турция проявляет намерение создать крупный военно-политический блок. Сейчас их два: НАТО и ОДКБ. В ОДКБ при этом входит два тюркских государства: Казахстан и Киргизия. Потенциально в тюркский блок могут входить: Турция, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркмения. Возможно присоединение к блоку Венгрии и Грузии. Так, кроме НАТО и ОДКБ будет сформирован третий крупный блок. Его название — «Армия Турана». Для России это будет грозить выходом из ОДКБ целых двух стран из пяти, что критично.

Впервые это сочетание появилось в материале турецкого издания Turkiye Gazetesi под названием «Путь — Туранская армия». Можно много говорить о том, что Turkiye Gazetesi это не официальный рупор Анкары, но вот то, что идея была подхвачена всеми, кто только мог — отрицать бесполезно. Сейчас уже можно говорить о том, что если и не будет создан военно-политический союз, то пантюркизм найдет своё воплощение в других формах. Например, экономических, культурных, религиозных объединениях стран, а там и слияние не за горами.

Для ряда стран это может быть крайне невыгодно. Турцию очень интересует Синьцзян-Уйгурский автономный округ Китая, территория Афганистана, заселённая этническими узбеками. Задумайтесь, на территории России проживает 28 тюркских народа. И вот тут стоит задуматься: «а если?».

После того, как Азербайджан за крайне небольшое время вернул практически все территории, которые он потерял ранее, опираясь на помощь Турции, это может подвигнуть другие страны и народы к объединению с Анкарой в военный союз для удовлетворения аналогичных территориальных претензий. А их немало. На мировой карте достаточно большое количество анклавов, находящихся на территории других государств.

Помощь же Турции, как было показано в армяно-азербайджанском конфликте, не только на словах: поставки БПЛА «Байрактар», помощь военных советников, предоставление разведданных о передвижении армянских вооружённых соединений, финансирование и предоставление транспортных коридоров для переброски боевиков радикальных исламских движений в зону конфликта.

Карта анклавов Центральной Азии.

Вот перечень таких возможных «камней преткновения»:

  • На территории Узбекистана: Арнасай, Мактааральский район (Казахстан), Барак (Киргизия), Сарвак (Таджикистан);
  • На территории Киргизии: Сох, Шахимардан, Чон-Гара, Джангайл (Узбекистан).

Обращу внимание: таджики — не тюрки, потому Турция очень даже может помочь Узбекистану забрать таджикский Сарвак.

Исторически уж так сложилось, что конфликты в Центральной Азии не редкость. Недавний таджико-киргизский — это всего лишь «свежий» пример. Подогреть территориальные интересы для Турции, основываясь на этнической и языковой идентичности, для турок здесь не будет проблемой.

Насколько велико влияние Турции на постсоветском пространстве? Ответить на это вопрос можно изучив ниже три критерия:

  • поставки, производство вооружения и военной техники;
  • военное образование и подготовка;
  • многостороннее военное сотрудничество.
Скачать полную версию исследования можно по ссылке (.pdf).