В 2018 году в Союзном государстве решались четыре основных вопроса. Первый вопрос — взаимное признание виз. Второй — принятие обновлённой военной доктрины Союзного государства. Третий — проблема отмены роуминга. И четвёртый вопрос — цены на нефть и газ в рамках Союзного государства.

Если смотреть, к чему мы пришли за 2018 год по этим вопросам, то можем увидеть, что соглашение по обоюдному признанию виз полностью подготовлено, выверено и остались технические моменты: окончательно его подписать, имплементировать в национальное законодательство, начать реализовывать.  Это, как отметили стороны, будет сделано в первой половине 2019 года.

Военная доктрина Союзного государства была принята совместно российским и белорусским руководством. Поэтому здесь мы видим один технический момент — подписание военной доктрины на Высшем государственном совете Союзного государства, который проходит один раз в год. И тоже в первой половине 2019 года мы увидим окончательную имплементацию и реализацию данного документа.

Вопрос роуминга оказался более сложным, но при многочисленном лоббировании мобильными операторами, несмотря на сложность регулирования тарифов на мобильную связь и на разницу этих тарифов в России и Беларуси, мы к концу года увидели решение о снижении тарифа на роуминг между обеими странами. Как анонсировало руководство Парламентского собрания Союза Беларуси и России, к августу 2019 года ожидается ликвидация такого явления, как роуминг между Россией и Беларусью.

Самой сложной и наболевшей является нефтегазовая тема, потому что у сторон имеются различные подходы. Напомню, что с 1998 по 2006 год внутри Союзного государства существовало соглашение о единых тарифах на энергоносители, однако Российская Федерация в 2007 году решила перейти на иную схему, связывая это с тем, что внутри России постепенно будут переходить на международные рыночные цены на газ и нефть.

Однако мы видим, что сегодня этого пока не происходит, несмотря на всякие там нефтяные манёвры. Российская Федерация выступает за переход на рыночные цены внутри России до 2025 года. Республика Беларусь, несмотря на то что это говорится в кулуарах, всё-таки выступает за то, чтобы цены на нефть и газ формировались по другому принципу, нежели спекулятивная рыночная цена. По принципу себестоимости плюс десять условных процентов стоимости на развитие добычи энергоносителя.

Это противоречие в экономических подходах и является главной проблемой, которая существует между Россией и Беларусью, а если говорить конкретно, то между белорусским правительством и нефтегазовой отраслью Российской Федерации.

Более того, мы видим, что в последние годы Российская Федерация связывает этот вопрос с созданием единой таможни, беспокойством по поводу санкционной продукции, которая появляется на рынках России. Поэтому я думаю, что данный вопрос будет очень сложным, а Российская Федерация не пойдёт на уступки Республике Беларусь, сохранив курс на приверженность рыночно-капиталистической системе в формировании цен на энергоносители и ретрансляцию данной парадигмы и на Республику Беларусь, и на других субъектов Евразийского экономического союза. Мы видим точно такую же ситуацию, к слову сказать, и с Арменией.