Белорусские СМИ внимательно следили за «коронавирусным» обращением российского президента Владимира Путина. Некоторые довольно подробно описали пакет экономических мер, которые объявил лидер РФ. Конечно, не обошли вниманием и тот факт, что переносится голосование по Конституции, как бы намекая, что обширные меры поддержки граждан и бизнеса — нечто вроде предвыборной кампании, которая сейчас пролонгирована.

Прямо так, конечно, практически ни одно медиа не написало. Но довольно прямые намёки есть в комментариях к статьям.


Скриншоты комментариев о выступлении Владимира Путина на сайте «Наша Нива», tut.by

По последнему комментарию видно, что часть аудитории восприняла меры Путина как электоральные, а не только антикризисные. После того как потребители материалов СМИ узнали о внушительном российском пакете мер, они невольно обернулись на своё политическое руководство. Как видно из скриншота, ещё не дождавшись реакции белорусского президента, некоторые уже стали его критиковать. И в данной статье цитируется далеко не самый радикальный комментарий.

Конечно, сейчас нет оснований считать, что это массовые настроения. Комментарии под статьями нередко оставляет особенная категория людей. Однако сама по себе ситуация такова, что действительно все ждут ход белорусской власти. На момент написания этого текста было известно о довольно скромном наборе мер. О них на портале СОНАР-2050 уже есть колонка «Коронамический кризис». К ранее сказанному можно добавить, что Госкомимущество Беларуси готовит на подпись президенту проект указа об отсрочке за аренду помещений. Скорее всего, имеются ввиду только те площади, которые бизнес снимает у госструктур: их по стране немало. Но это полностью не решит проблему, ведь многие торговые центры принадлежат частникам, и ретейл вынужден сейчас вести сложные переговоры с ними, а не с государством. Владельцы торговых площадей нередко сами являются зависимыми лицами, имея обязательства перед банками.

Нацбанк Беларуси, понимая ключевую роль банковских учреждений, сделал ряд рекомендаций, и об этом тоже говорилось в предыдущей статье. Однако это именно рекомендации. Например, несмотря на просьбу регулятора, довольно крупный игрок рынка — «Белагропромбанк» — решил выплатить дивиденды за 2019 год. Отметим, что это не частный банк, а государственный (более чем на 90 %). О реакции других банков на эту рекомендацию на данный момент ещё неизвестно. Есть данные о том, что, скорее всего, «дочка» российской госкорпорации «ВЭБ.РФ» — банк «БелВЭБ» — не будет платить бонусы топ-менеджменту. Возможно, компания «ужмётся» и по дивидендам.

В любом случае практически все банки поднимают ставки по кредитам. В принципе, это тоже реакция на одну из мер Нацбанка. Он повысил значение расчётной величины стандартного риска на март-апрель, что даёт возможность поднимать ставки.

Новая мера, о которой ещё не упоминалось на СОНАР-2050, — смягчение некоторых пруденциальных требований для банков. В частности, до конца года им разрешили классифицировать задолженность по активам, подверженным кредитному риску, без учёта требований к покрытию сумм вознаграждений, которые надо уплатить в течение ближайших 12 месяцев. Но этот шаг, конечно, не так существенен, как меры из «пакета Путина». Объяснить это можно просто: в Беларуси нет таких ресурсов, как в России. Не существует такого же Фонда национального благосостояния.

Безусловно, власти рассматривают более существенные варианты поддержки бизнеса. Когда писался этот текст, было известно, что и парламент, и Минэкономики собрали множество предложений от бизнес-союзов, и рассматриваются рассрочки платежей соцстрахования, налоговые и кредитные каникулы и тому подобное. Но не факт, что всё это примут.

Козыри действующей белорусской власти, видимо, стоит искать в другом. Безусловное преимущество, которое впечатлило многих в стране вне зависимости от политических предпочтений, — это высокая степень готовности системы здравоохранения.

Несмотря на проблемы в этой сфере, несмотря на недавнюю серию коррупционных скандалов, оказалось, что Беларусь неплохо смотрится на фоне других. Такие страны, как Италия, не имеют столь высокого уровня организации санитарно-эпидемиологической службы. Она сейчас работает в Беларуси, как часы: число инфицированных пока растёт, но удаётся локализовывать очаги распространения инфекции. Проводятся целые расследования, иногда не без помощи милиции.


Более того, сейчас выяснилось, что страна имеет огромное число аппаратов искусственной вентиляции лёгких — около 22 на 100 тыс. человек, и новое оборудование продолжает поступать. В Италии этот показатель колеблется между 8 и 9, в США — 18 аппаратов на 100 тыс.

Именно на такие преимущества сейчас логично опираться власти, когда граждане невольно начинают сравнивать её действия с тем, что предпринимают за рубежом.

Тема коронавируса неизбежно будет всё больше политизироваться. Пандемия, с одной стороны, принесла начало серьёзного кризиса, от которого стране невозможно изолироваться. С другой — она открыла для политиков окно новых возможностей.

В Беларуси оппозиция пытается проводить так называемые «праймериз», чтобы выбрать единого кандидата для выдвижения на предстоящие президентские выборы, но проект не стал популярным среди широких народных масс. Традиционная оппозиция пока проигрывает в битве за внимание аудитории. Приходит время более технологичных. Например, пользуясь хайпом вокруг коронавируса, некая группа людей создала телеграм-канал, который по сути является оперативно пополняемым дайджестом информации о вирусе. Часть сообщений публикуется с указанием источника, часть откровенно воруется. Нельзя сказать, что проект стал очень популярным, но за короткое время число подписчиков превысило две тысячи. Для Беларуси это уже повод говорить, что проект не маргинальный, а имеет какое-то признание. Сейчас его создатели пытаются создать инструмент по формированию базы человеческого ресурса. Они объявили о создании «штаба-чата» по решению ситуации с коронавирусом.


Скриншот из «коронавирусного» телеграм-канала. Пока в чате несколько десятков человек, но это активные люди. Им предлагается заполнить анкету с указанием ключевой личной информации: имени, возраста, контактных данных, рода деятельности и т. д.

Пока это сбор потенциальных активистов. Вряд ли группа с почти анонимным «центром управления» (есть догадки, что руководит всем активист Антон Мотолько, но стопроцентной уверенности нет) сможет сейчас быть эффективнее огромной машины здравоохранения и отлаженной волонтёрской системы Белорусского общества Красного Креста. Однако никто не знает, что случится в будущем.

На данный же момент бизнес и физлица склонны больше участвовать в кампании, которая инициирована государством. Минздрав открыл специальный благотворительный счёт для борьбы с коронавирусом, и люди готовы жертвовать.

Есть ещё один нюанс. В ряде стран, которые традиционно считаются демократическими, власти пошли на довольно серьёзное закручивание гаек. Например, во Франции абсолютное большинство жителей может выйти на улицу только по ряду официально регламентированных поводов, имея с собой заполненный спецбланк. За нарушение — серьёзный штраф. В Дании принят особый документ о коронавирусе, где прописано принудительное лечение и карантин с привлечением полиции. Это далеко не полный список примеров, и на его фоне неожиданно Беларусь выглядит более свободной страной, хотя всегда было принято считать по-другому. Государства (не все, но многие) используют нынешний кризис для расширения своих полномочий. В Беларуси такого пока не наблюдается, хотя ситуация позволяет это сделать.

Дошло даже до того, что журналистка крупного негосударственного СМИ публично спросила замминистра здравоохранения Елену Богдан, почему не тестируют на вирус всех прибывающих. Вопрос звучал почти как призыв. Чиновница, отвечая на него, напомнила, что такое принудительное тестирование будет нарушением прав человека. Хотя власть в ее лицё или в лице более высокопоставленного человека могла заявить, что чрезвычайные обстоятельства требуют чрезвычайных мер. Но власть этого не делает и даже заслужила таким поведением похвалу некоторых оппозиционно настроенных граждан.


Скриншот из фейсбука Андрея Кима, в недавнем прошлом известного оппозиционного активиста

Глобальная ситуация вокруг коронавируса и спровоцированного им кризиса — это пока нечто новое. Отдельные элементы уже были в истории, но их нынешнее сочетание рождает уникальные обстоятельства. Как будет развиваться ситуация, покажет время. Пока что белорусские власти, имея перед собой серьёзные экономические риски и даже угрозы, справляются. С точки зрения электоральной продержаться им надо до конца лета — начала осени. Именно на это время, как ожидается, будут назначены президентские выборы…

P. S. Когда текст уже был готов к публикации, стало известно, что Беларусь по факту частично закрыла границу, но это мягкий вариант. Людей будут пускать, однако надо выдержать 14 дней самоизоляции. Пока власти не следят за этим строго, и всё же эта мера должна уменьшить трафик. Более того, Россия со своей стороны приняла ещё более жёсткое решение по границе: «С 00 часов 00 минут по московскому времени 30 марта 2020 г. временно ограничить движение через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы». Конечно, остались исключения для дипломатических работников, водителей грузовых автомобилей и т. д. Важно, что в предыдущем похожем решении был указан срок до 1 мая. Сейчас срока нет.