Считаю, что самый большой урок от того, что Беларусь находилась столько лет под санкциями, — это понимание, что не надо думать, будто хоть одна проблема этими санкциями решается. Это я сейчас говорю и про санкции, и про контрсанкции. Ни к чему они не приводят, что показывает не только наш, белорусский, опыт, но и опыт других стран. Это надо просто вычеркнуть как инструмент.

Конечно, санкции были тем толчком, который придал силу импортозамещению. Надо максимально обеспечить то, на что есть спрос в собственной стране. Это касается всего: не только самих продуктов, но и технологий. В том числе у нас был сильный толчок и сельскому хозяйству. Хотя, конечно, полностью всё производить самостоятельно нельзя. В современном мире нужно специализироваться на том, что лучше всего получается. Но тем не менее.

Рассуждая о том, как жить под санкциями, нужно, конечно, смотреть и на друзей. Надо ещё и подумать, как выполнить всё, о чём мы договорились в рамках ЕАЭС. Мы сами для себя понаделали кучу ограничений. Многие сектора просто вычёркиваем. Например, это транспорт, не говоря уже о такой чувствительный сфере, как энергетика.

Если мы знаем, что есть страны, которые могут вводить агрессивные санкции, то нужно отдавать предпочтение союзникам, а не устраивать в нашем общем пространстве то же, что делают инициаторы санкций. Если мы видим, что против нас вводят какие-то механизмы наказания, зачем мы тоже вводим против себя наказания? Надо идти к интеграции.