Глава Минэнерго РФ Александр Новак в интервью «Интерфаксу» сообщил о том, что Беларусь запросила у России в мае только 1,13 млн тонн нефти, хотя российские компании готовы поставить нефть в объёме, изначально предусмотренном в графике (около двух млн т в месяц). Казалось бы, непонятно. Ведь весь январь и февраль руководство РБ и приближённые к нему бизнесмены пытались всеми силами законтрактовать как можно большие объёмы у российских поставщиков. В чём же дело? На этот вопрос есть сразу несколько ответов. 

Во-первых, Мозырский НПЗ в мае уходит на ремонт и переработает не более 0,5 млн тонн. Причина постановки на ремонт именно теперь тоже ожидаема: из-за карантина спрос на топливо падает. Однако не всё так просто.

У Беларуси нет какого-то одного «экспортного» НПЗ. Оба работают и на внутренний, и на внешний рынки. Специализация, в свою очередь, определяется логистикой: «Нафтану» удобнее торговать с Европой, Мозырскому НПЗ — с Украиной. Однако, как мы уже отмечали в наших обзорах, именно украинский рынок Беларусь начала терять из-за затянувшегося спора с Россией насчёт правильной цены на нефть. Поэтому теперь, когда на смену дефициту сырья приходит дефицит спроса, приходится делать из лимона лимонад. Между тем этот ремонт слишком уж напоминает простои, о которых ранее заявили МАЗ, «Белшина» и ряд других белорусских предприятий. 

Вторая причина, по которой надобность в российской нефти снизилась, — новые транзитные поставки. На днях заявлено о покупке первой партии нефти у Saudi Aramco (80 тыс. тонн, 11 мая ожидается прибытие в Клайпеду). Напомним, по заявлению литовского грузового ж/д оператора LG Cargo, Беларусь собирается получать через Клайпеду до 4 танкеров в месяц. Если принять это за факт при расчётах баланса поставок сырья на белорусские НПЗ, то речь может идти о 320–340 тыс. тонн только по этому маршруту (в апреле транзитом ввезли только 170 тыс. тонн). Экспорт белорусской нефти до сих пор не возобновлён (считаем ещё 130–140 тыс. тонн). 


Впрочем, заявка на май на самом деле не так уж критично меньше апрельского импорта. Пресс-секретарь компании «Транснефть» Игорь Дёмин заявил, что на 21 апреля в направлении Беларуси было оформлено поручений на 1,28 млн тонн, по словам белорусских СМИ — до 1,5 млн тонн.  

«Беларусь  нетто-импортёр нефти и газа, поэтому снижение цен на энергоносители сами по себе выгодно для экономики... Другой вопрос, что снижение цен вызвано глобальным экономическим шоком из-за мер по борьбе с коронавирусом  в этих условиях сложно говорить о выгоде для экономики в целом», — комментирует ситуацию директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам агентства Fitch Ratings Дмитрий Маринченко.

И это правильно. Низкие цены на сырьё — лишь одна сторона медали. На финише беготни за низкой ценой оказывается, что нефтепродукты кому-то нужно продать, тогда как рынок уже схлопнулся. Об этом следует помнить, отмечая первую закупку у  Saudi Aramco. 

7 мая Минфин Беларуси попробует занять в России 10 млрд рублей — министерство анонсировало выпуск 5-летних облигаций с купонным доходом 8,5 %. Любопытно, что год назад Минфин РБ размещал облигации на такую же сумму с той лишь разницей, что выпуск был трёхлетним, а доход — 8,65 %. Напомним также, что от мартовского размещения евробондов в Беларуси отказались на фоне биржевой паники, решив, очевидно, что спроса на ценные бумаги не будет. С этой точки зрения решение снизить купонный доход достаточно смелое и спорное.

Постоянный координатор ООН в Беларуси Иоанна Казана-Вишневецкий обратилась к властям РБ с призывом последовать рекомендациям миссии ВОЗ (а им уже порядка трёх недель) и незамедлительно ввести жёсткие меры по ужесточению физического дистанцирования. «В настоящее время мы наблюдаем в Беларуси эволюцию вспышки инфекции COVID-19, которая характеризуется устойчивой и распространяющейся локальной передачей», — отметила она. При этом она отнюдь не отрицает правильность действий белорусского правительства и соответствующих органов, направленных на борьбу с распространением вируса, а лишь указывает, что пришло время сделать следующий шаг. 

Стоит отметить, что не все остаются глухи к этим доводам. Так, в горисполкоме Барановичей уже заявили, что откажутся от массовых мероприятий к 1 Мая, 9 Мая, а также ко Дню города (середина мая). «В день Победы не будет митинга и шествия, а также культурно-массовых мероприятий», — сообщила руководитель отдела идеологической работы и по делам молодёжи Ольга Павлович


Однако на общереспубликанском уровне такого решения принимать не спешат, и подготовка к параду Победы в Беларуси по-прежнему ведётся. 

В России принято решение ограничиться воздушным парадом и традиционными салютами.