На вопросы о семье и
демографии в интервью нашему порталу ответил белорусский активист Сергей
Кирпич, автор одного из проектов по работе с отцами.
— Сегодня понимание
семьи как основы общества подвергается размыванию. Семья — это пережиток
прошлого или необходимость?
— Семья является основой, которая наполняет человеческие
сообщества, народы, нации, подобно живой клетке в составе биологического
организма. Так было «от начала». При этом семья как самый древний социальный
институт не является продуктом человеческого разума. Семья была задумана
Создателем как возможность неограниченного во времени существования рода
человеческого при условии, что земная жизнь каждого из людей ограничена своим
непродолжительным «веком».
Семья с её канонами, целями, функциями, красотой, силой,
выживаемостью и долговечностью является самым привлекательным объектом для
изучения. Сегодня, к сожалению, крепнут такие «силы», которые пытаются
противостоять естественным трендам развития, и семья как социальный институт
подвержена многим деструктивным влияниям, которые существенно мешают многим
семьям реализовать свое предназначение.
— Вы выступаете за
более ответственный подход мужчин к созданию семьи. Значит, видите здесь
какие-то упущения?
— Нижеследующие формулировки весьма непривычно выглядят,
хотя вполне соответствуют традиционным семейным канонам, которые сегодня
подвергаются весьма серьёзным ударам с целью дискредитации института семьи и
его маргинализации.
а) Мужчины должны отвечать за своих детей с той же мерой
ответственности, что и женщины, то есть каждый из супругов ещё на стадии так
называемого «планирования», до их «встречи» должна быть осознана вся полнота
ответственности за будущую возможную беременность и за судьбу родившихся детей.
Когда удастся «перезагрузить» отцов в плане ответственности за свои семьи,
тогда накал борьбы против абортов можно снизить на порядок, при этом
результативность противоабортной кампании повысится в разы. В этом можно найти
подлинное равноправие «мужского» и «женского» не только в данном вопросе, но и
в деловых и социальных отношениях. Сегодня об этом много говорят и делают
правозащитники, но провозглашают цели равноправия подчёркнуто односторонне.
б) Мужчины должны знать о рождении детей и их воспитании не
меньше, чем женщины. Следовательно, обоих родителей следует учить искусству
родительства и семьеведения, причём с равной мерой ответственности.
На практике в отделениях гинекологии, женских консультациях
специалисты работают преимущественно только с женщинами. А профилактика
возможных проблем с родовспоможением, деторождением всегда должна следовать
впереди, знаний об этом не бывает мало. Мужья, готовящиеся стать отцами, должны
вместе с будущими матерями многое усвоить, чтобы подготовиться к переходу
«супружество — семья» с её новым статусом. Пусть женщины борются за такое
равноправие, а не надуманное равноправие, когда свои права они пытаются
расширить и закрепить за счёт ущемления мужских прав и мужской ответственности в
семьях и в обществе в целом.
в) В сфере профессиональной занятости для мужчин (отцов)
следует значительно расширить возможности так называемого декретного отпуска
для отцов.
г) Для преодоления так называемой демографической проблемы в
нашей стране следовало бы семью с её ценностями и потенциалом определить как
национальную идею, которая потребует целостного понимания, а именно
духовно-нравственного императива, приоритетного социально-экономического
обеспечения и инновационных методов решения прикладных задач.
Следует подчеркнуть,
что эти и другие вопросы на тему семейных ценностей требуют солидного
экономического обоснования, но и обещают значимые результаты — выживание
белорусской нации в семье братских народов, и могли бы опираться на богатый
законотворческий опыт — отечественный и международный.
— Актуальным для
Беларуси является вопрос о закреплении на законодательном уровне обязательного
декретного отпуска для молодых отцов. На ваш взгляд, насколько это необходимо?
— Это весьма необходимо в современной либеральной среде,
которая стремится расшатать традиционные духовно-нравственные основы семьи,
отцовства, материнства. В данном вопросе важно не только предоставить такую
возможность для современной семьи, но и подготовить новоиспечённого отца нести
ответственность за семью в её новом социально-психологическом статусе: не
только за ребёнка по всему спектру вопросов рождающейся семьи, но и за супругу
в её новом статусе мамы ребёнка. Чем более подготовлены мужья и отцы к своим
новым обязанностям, тем им легче принять эту ответственность декретного отпуска
и продуктивно его использовать.
Следует заметить, что требуется системное видение в деле
укрепления семьи, в том числе следует определить актуальный пакет родительских
(в том числе отцовских) компетенций и привить их всем родителям.
Период подготовки ко взрослой жизни современной молодёжи, её
всестороннее образование в свете компетентностного подхода должны непременно
включать также и этап формирования и освоения родительской компетентности. Эта
тема требует отдельного внимания и интереса, а её практическое применение будет
во многом способствовать укреплению института семьи. Родительство — это больше, чем
профессия!
В целом правильное понимание необходимости декретного
отпуска для отца является мощным фактором консолидации семьи. Иными словами,
отец, приняв на себя свои неустранимые и никем не заменимые отцовские
обязанности и посильно их исполняя при законодательной господдержке, будет
наилучшим защитником, обеспечителем, воспитателем, инициатором, авторитетом,
покровителем и служителем для своей семьи.
Что может быть лучше для супруги и матери ребенка, чем такая
полноценная модель отцовства, прописанная в большинстве традиционных семейных
канонов? Что может быть продуктивнее для социальных служб, призванных
заботиться о семьях? Специалисты могут подсчитать, какова будет экономия затрат
на социальную сферу. А главное, следовало бы сделать профессиональные подсчёты
того позитивного социального влияния от применения этой простой идеи о
декретном отпуске для отцов. Следует заметить, что масштабирование этой идеи
даст значительный мультиплицирующий эффект, способный повлиять на многие другие
сферы жизни общества.
— Неоднократно
обсуждался вопрос об учреждении Дня отца в Беларуси. Каково ваше мнение об
этом?
— Вполне естественным является желание каждого отца и каждой
матери иметь полноценную семью и сделать всё от них зависящее, чтобы вырастить
и воспитать своих детей как законопослушных граждан, высокообразованных
специалистов, достойных личностей с подлинными духовно-нравственными
ориентирами, патриотов своей страны. Ответственность родителей за свои семьи,
их любовь к своим детям создают тот фундамент, на котором вырастают здоровые
семьи. В реальной жизни не всегда можно сохранить баланс ответственности и любви,
и это приводит к семейным проблемам.
Одной из ключевых проблем сегодня является проблема
непроявленного, «заблудшего» или даже «утраченного» отцовства, которая выдаёт
себя различными симптомами, даже «метастазами», в семьях и существенно влияет
на благополучие всего общества. Поведение многих отцов в обществе сегодня не
соответствует базовым ценностям общества в бытовом, психологическом, социальном
и духовном измерении. Вслед за богословами всё больше исследователей приходят к
заключению о том, что эта проблема имеет свои корни в духовной сфере.
Духовный императив открывает пути решения проблемы
безответственности отцовства и даёт ответы в других сферах жизни как отдельно
взятой семьи, так и общества в целом. Этому нас учат Священное Писание,
Святоотеческие творения, опыт Матери-Церкви, многовековой опыт Домостроя,
христианские ценности института семьи и опыт многих поколений христиан в разных
регионах Земли.
Существующие законодательные акты и нормативные документы
нашего государства направлены на укрепление и развитие института семьи, они позволяют
решать многие вопросы в деле снижения негативных последствий безответственности
со стороны отдельных родителей в их семьях. Кризисные явления в семьях крайне
негативно и болезненно отражаются на всех членах семей: на мужьях и отцах, на
жёнах и матерях, на детях, на родственниках и очень многих, кто попадает в круг
зависимости от семейных проблем одной отдельно взятой семьи и может серьёзно
влиять на общество в целом. Конечно, существующая глубина и широта кризиса
отцовства в обществе не остаётся незамеченной, многие организации и лица
пытаются на своём уровне компетентности и ответственности помогать отдельным
социальным группам населения, поддерживать семьи, находящиеся в трудном
положении, способствовать преодолению кризисных явлений в семьях.
Примеров можно приводить множество: государственные и
муниципальные инициативы, направленные на профилактику семейных и социальных
проблем, с которыми сталкиваются семьи, общественные организации с их адресными
и социально-значимыми тематическими мероприятиями, посвящёнными семье, а также
инициативы многих общественных и религиозных организаций с их
благотворительными инициативами на благо семьи. Сюда можно отнести праздничные
даты, получившие популярность и имеющие огромный потенциал, например, День
матери (14 октября), международный День защиты детей (01 июня), международный
День семей (15 мая) и другие. Однако существующих законов и юридических норм в
данной сфере, а также социальной активности организаций (государственных,
общественных, благотворительных) и усилий отдельных энтузиастов явно
недостаточно для того, чтобы решить усугубляющуюся проблему «утраченного»
отцовства в масштабе нашего общества.
Нужны системные решения на государственном уровне, которые
пробуждали бы должный интерес к данной проблеме, которые могли бы
«перезагрузить» государственный и общественный потенциал в пользу разрешения
наболевшей и усугубляющейся проблемы. Необходима активизация действующих
мероприятий и мобилизация сил (административных, социальных, материальных и,
конечно же, духовных) на разрешение стоящих перед семьями проблем в нашем
обществе. В этом смысле существующая проблема «утраченного» отцовства выступает
как одна из стратегических проблем государственного масштаба в нашей стране.
В данном контексте постановка вопроса об учреждении
праздничного дня «День отца» позволила бы консолидировать усилия государства и
общества в их стремлении восстановить подлинные функции отца в семье и
обществе, способствовать осознанию ответственности отцов за свои семьи и помочь
каждому отцу исполнить никем не заменимую миссию отцовства в жизни семьи и
общества.
Недавно прошедший Съезд родителей России подтвердил
актуальность рассматриваемой темы. Я прислал в адрес оргкомитета съезда ряд
предложений, которые сформулированы следующим образом:
1) Признать целесообразным учреждение Единой Родительской Ассоциации, принимая во внимание опыт работы многих местных (региональных)
организаций данного профиля;
2) Внести на общественное обсуждение проект Кодекса
родительства (Кодекса отцовства, Кодекса материнства) с последующим принятием
на следующем съезде;
3) Признать необходимым введение (включение) в
образовательные программы средней школы, среднего профессионального и высшего
образования дисциплину «семьеведение» (с альтернативными вариантами названия),
включающую учебные модули о духовно-нравственном измерении жизни молодёжи и
общества в целом;
4) Целесообразно усилить присутствие и культивирование
духовно-нравственного измерения в семье и обществе, что будет способствовать
сохранению традиционных цивилизационных кодов жизни нашего сообщества,
укреплению его духовно-нравственного иммунитета в условиях, когда пёстрая
современная информационная среда оказывает весьма деструктивное влияние,
обусловленное пренебрежением традиционными принципами морали, нравственности,
духовности;
5) Учреждение праздничного Дня отца на
государственном уровне позволило бы консолидировать усилия государства и
общества в их стремлении восстановить подлинный статус отца в семье и обществе;
чествование отцов в официальном формате (по аналогии с «Днём матери»)
способствовало бы более полному осознанию ответственности отцов за свои семьи,
что помогало бы каждому отцу в исполнении его миссии отцовства, которую никто,
кроме самих отцов, исполнить не сможет.
— Как объяснить
современную тенденцию заключения поздних браков? По статистике, молодёжь
решается заключать браки в более позднем возрасте, чем 20–30 лет назад. Если
раньше первенец в семье появлялся в 20–24 года, то теперь — в 28–30 лет. Чем
можно это объяснить?
— Это объективная реальность. Сегодня молодое поколение
вынуждено больше времени посвятить учёбе, профессиональному образованию,
приобрести базовые уровни компетентности, приблизиться к текущему уровню
конкурентоспособности будущего работника, специалиста, профессионала, чтобы
занять достойное место в обществе, реализовать свои таланты, раскрыть свой
творческий личностный потенциал.
Суровые годы переходной экономики 90-х научили наше общество
формировать жизненные ориентиры, которые выстраивали приоритеты в
профессиональной сфере, игнорируя социальную составляющую жизни людей. Сегодня
все силы брошены на получение образования и вхождение в профессию, получение
начального профессионального опыта. На практике это означает, что молодым людям
для этого требуется больше времени. И только тогда, когда парень или девушка
имеет диплом в кармане, когда они приобрели начальный профессиональный опыт и трудовой
стаж с достойной заработной платой, они начинают задумываться о браке и
формировании семьи.
Молодёжь сегодня вовсе не слабее, не хуже, не глупее своих
предшественников, она просто другая. И эту реальность всегда следует учитывать
как в социально-экономическом, так и в социально-психологическом (в том числе в
семейном) контекстах.
Анализируя эту тему, следует повнимательнее отнестись к
исследованиям, которые посвящены так называемым поколениям X, Y и Z. Юноши и
девушки сегодня перегружены неуправляемыми (или почти неуправляемыми)
информационными потоками в современном социуме. Это создаёт дополнительные
трудности формирования зрелого мировоззрения. В этом смысле нашей молодёжи
следует посочувствовать, так как они подвержены более деструктивным влияниям и
им гораздо труднее отыскать жизненные ориентиры, освоить подлинные жизненные
ценности. Вместе с тем современная молодёжь имеет огромное преимущество в
развитии своего личностного и профессионального потенциала, в освоении
невиданных возможностей передовых технологий, что позволяет получать
радикальные результаты труда, создавать инновационные продукты, полнее
удовлетворять свои насущные потребности и осваивать новый уровень так
называемого качества жизни.