Когда говорят о гегемонии США, то часто вспоминают о долларе. Как вы считаете, смогут ли Беларусь и Россия отказаься от американской валюты во взаимных расчётах?

— Перевести расчёты на российский и белорусский рубли, в принципе, не так сложно. Это решается через корректировку нормативно-правовой базы. Другое дело, насколько этот вопрос имеет смысл.

Насколько мне известно, по значительному числу торговых вопросов между Россией и Беларусью всё решается через рубли. Что-то привязывается к доллару или евро, а что-то нет. Однако здесь надо смотреть через призму экономической стабильности, а не решать всё на политических эмоциях. Эмоции не всегда отвечают тем задачам, которые перед нами стоят. Всё-таки, экономика – это очень точная наука. Поэтому нас должно интересовать то, какая валюта в данный момент является наиболее стабильной. Сейчас, конечно, и российский, и белорусский рубли достаточно стабильны. Если говорить о долларах и евро, то они имеют такую же тенденцию. Что будет дальше? Предсказать сложно.

Конкретная валюта во взаимных расчетах — это вопрос целесообразности и может быть давно уже пришло время обратить внимание н юань. Заниматься этими вопросами вместе с политиками должны экономисты. Позиции необходимо согласовать, и обе стороны должны понимать, почему происходит именно так.

Мы уже переживали различные моменты, возникали проблемы по определённым видам продукции. Одна из сторон просила вести расчёты в долларах. Так было с нефтепродуктами, например.

В любом случае, повторюсь, во главе угла должна быть экономическая целесообразность. В рамках Союзного государства нужно искать компромиссы и выполнять взятые обязательства. Союз важен, многое делается, чтобы граждане обеих стран чувствовали себя комфортно и в России, и в Беларуси. Это должно распространяться и на экономику.

Какие ещё каналы влияния на Беларусь и Россию есть у США кроме доллара?

— Каналы влияния есть серьёзнейшие. Взаимная торговля – белорусско-американская и российско-американская – почти никак не влияет, а вот через мировые рынки США оказывает влияние на европейские страны, Беларусь и Россию, в том числе, очень сильно.

Давайте вспомним кризис 2008-го года и его влияние и на Западную Европу, и на рынок Беларуси, и на рынок России. Начался он в США. И таких примеров немало. Были падения цен на нефть, причины которого были связаны со Штатами.

В целом есть мощное идейно-культурное влияние США. Так называемая мягкая сила. Это признают наши лидеры. Они говорят об американских механизмах давления.

Даже в мелочах это проявляется, и мир превращается в такую безликую массу потребителей. Вкусы у людей становятся схожими. Мы получаем унифицированного потребителя. А формируется эта модель в США.

Обратите внимание, всё больше точек американских сетей фаст-фуд появляется в Минске. Да и в России тоже. Гамбургеры стали популярным блюдом. Даже стиль одежды у нас во многом американский. Произведена она может быть в Китае, но придумана в Америке. Мы слушаем американскую музыку, смотрим их кино…

И по демократии, считается, эталон - это именно США. А мы всё пытаемся показаться демократичными. Делаем шаги навстречу этой псевдодемократии. Но не получается, нас в ту «банду», если говорить грубо, не берут. Все наши шаги оцениваются, как мы думаем по европейской шкале. Да ничего подобного. На самом деле, по американской.

У нас есть проблема с психоэмоциональным восприятием политики. Мы стали очень серьезно относиться к потреблению. Культура труда стала американской: мы легко меняем работу и специализацию. Концепция традиционного труда полностью нарушена. Есть и языковое влияние со стороны США и английского языка, как самого популярного в Европе. Некоторые сторонник американской культуры даже внедряют новые слова. В белорусском «саколку» (футболка - прим. Сонара) они заменяют на «цішотка» от T-shirt.

Влияние будет продолжаться.

Что этому противопоставить?

— Противопоставить? А что можно противопоставить, например, английскому языку? Только хороший английский. Что можно противопоставить американской культуре? У нас есть хорошие рок-команды. И в России тоже. Но по телевизору мы видим одни и те же лица.

Нужно знакомить людей с качественным белорусским и российским роком. Вытягивать новые лица, которые играют в гаражах и а второстепенных площадках. В чем проблема? Это сложно, проще взять и поставить в эфир американскую запись, чем продюсировать что-то новое.

А Голливуд? В кинотеатрах почти все фильмы американские.

— Да не почти все. Просто все. Хотя есть немного новых белорусских фильмов. Российские полнометражные фильмы - это по духу тот же Голливуд. И режиссёры этим гордятся: «Мы снимаем, как у них».

— Может на местный Голливуд надо уводить в свою сторону?

— Пожалуйста. Для этого нужно вложить деньги и иметь желание. Пусть создадут какой-то шедевр. Президент Беларуси Александр Лукашенко не зря говорил нашей творческой интеллигенции, что нужен новый белорусский «Война и мир». Вот пусть снимут такой фильм…

Нет своей школы. Самая знаменитая и уважаемая школа в Америке. Поэтому переформатироваться очень сложно. Но просто нужно растить своих людей, которые будут заниматься новыми интересными проектами у нас и в России. Да, такие люди есть. Им просто надо дать возможность реализовать себя в творчестве.