Россия не только оказывает помощь в борьбе с международным терроризмом, но и активно участвует в восстановлении исторического и культурного наследия Сирии. И конечно, то, что Россия приняла весомое участие в защите гражданского населения этой страны от боевиков, которые творили чудовищные злодеяния над мирным населением, способствовало консолидации русской общины.

Корреспондент СОНАР-2050 побеседовал с членом Экспертного совета по общественно-гуманитарным программам при Россотрудничестве, доктором политических наук Татьяной Полосковой. Говорили мы с Татьяной Викторовной о жизни соотечественников в Сирийской Арабской Республике, о планах на будущее и о роли России в восстановлении исторического и культурного наследия Сирии.

— Татьяна Викторовна, много ли российских соотечественников проживает сейчас в Сирии?  Каковы их настроения? Насколько активны организации и объединения соотечественников?

— По официальным данным, на учёте в российском консульстве в Сирии состоит 2500 человек. Но это, конечно, не отражает реальную картину.

В советское время, например, самое большое количество смешанных браков на Ближнем Востоке было именно между нашими соотечественницами и гражданами Сирии. Как правило, эти браки довольно крепкие, в отличие от союзов, созданных нашими женщинами с гражданами стран Латинской Америки.  Поэтому, количество т. н. русских жён в Сирии гораздо выше, чем число гражданок России, состоящих на учёте. Нельзя забывать и ещё о двух категориях: выпускники советских и российских вузов, которые активно интересуются процессами в России и готовы участвовать вместе с нами в продвижении русского языка и культуры, и дети — новое поколение, большинство из которых настроено на развитие контактов с российскими молодёжными культурными организациями. Смена есть.

Соотечественницы

Отметим и то, что в организации и объединения российских соотечественников входят не только русские, но и выходцы из разных республик СССР, которые идентифицируют себя с русской культурой и поддерживают идеи консолидации Русского мира. К примеру, там есть выходцы с Украины, из Белоруссии. Есть не только православные христиане, но и люди других вероисповеданий. В целом российская диаспора в Сирии качественно отличается от организаций соотечественников в других странах более высоким уровнем активности, ориентацией на партнёрские отношения с российскими государственными и общественными структурами. И конечно, то, что Россия приняла весомое участие в защите гражданского населения этой страны от боевиков, которые творили чудовищные злодеяния над мирным населением, способствовало консолидации русской общины.

С 19 по 23 декабря я находилась в Сирии и в соседнем Ливане в составе делегации Экспертного совета по общественно-гуманитарным программам при Россотрудничестве. Вместе с моим коллегой, директором Института стратегических исследований и прогнозов при РУДН Дмитрием Егорченковым, мы посетили большое количество организаций и объединений российской диаспоры. Конечно, было очень много вопросов об оказании практической помощи — о направлении русистов для ведения курсов или хотя бы мастер-классов русского языка в разных городах Сирии, экспертов для участия в научных форумах, творческих групп, об учебниках и книгах в библиотеки.

Нашим соотечественникам в Сирии сейчас крайне нужна моральная поддержка из России. И приезд к ним российских делегаций — знаковое мероприятие. Российский центр науки и культуры в Дамаске сейчас «законсервирован» в связи с военной ситуацией, но взаимодействие с нашей диаспорой и сирийской общественностью не прекращается. Этому способствует активная деятельность представительства Россотрудничества в соседнем Ливане, глава которого Вадим Зайчиков уделяет огромное внимание мероприятиям в Сирии. А поездки по Сирии пока требуют не только времени, но и храбрости. Кроме того, в Российском центре науки и культуры в Дамаске работает русская библиотека, проводятся консультации по направлению на обучение в России по квотам. Думаю, что скоро деятельность центра возобновится в полном объёме.

И конечно, в ходе встреч с соотечественниками в Сирии наши собеседники поднимали не только вопросы практической помощи, но и изменения самого подхода к теме диаспоральной политики. Это выход на партнёрские отношения.  Например, высказывалось пожелание расширить информационное взаимодействие с российскими государственными (в том числе региональными) структурами, занимающимися вопросами поддержки соотечественников, общественными организациями. Наличие этой информации позволит существенно расширить круг возможных партнёров как для осуществления совместных программ, так и для необходимой благотворительной поддержки социально не защищённых слоёв в среде соотечественников. Было принято решение подготовить такой список и направить по организациям соотечественников в течение января-февраля 2019 года.

 

Молодые соотечественники Сирии

Был поставлен вопрос об организации консультативной помощи в подготовке программ и проектов, включая содержательную часть и возможные формы поддержки. Проблема помещений для проведения мероприятий организаций и объединений соотечественников была отмечена не везде, так как ряд организаций обладает такими возможностями. Для решения этого вопроса необходим системный характер, было бы оптимально, использовать опыт Клубов соотечественников, который наработан за многие десятилетия в странах Латинской Америки. В последние 30 лет эта деятельность осуществляется за счёт поддержки местного бизнеса и российских неправительственных организаций. Ряд моделей может быть вполне использован и на Ближнем Востоке.

Я думаю, что восстановление исторического и культурного наследия Сирии, в котором Россия принимает активное участие, предполагает не только материальные ценности, но и содействие в активизации человеческого ресурса. Мы с коллегами планируем подготовить отдельную программу по работе с российской диаспорой Сирии. Конечно, не оставим без внимания её молодёжное крыло и Ассоциацию выпускников советских и российских вузов.

— На прошлой неделе состоялась Первая молодёжная конференция российских соотечественников в Сирии. Каковы её результаты? Есть ли перспективы развития молодёжного движения российской диаспоры в этой стране?

— Новое поколение российских соотечественников нуждается не столько в финансовой подпитке, но и в смыслах, в содействии консолидации, в обучающих лидерских программах. В частности, это показали итоги Первой молодёжной конференции российских соотечественников, которая состоялась в Дамаске. Очевидно, что за прошедшие 10 лет выросла новая генерация соотечественников, которые нацелены на сохранение русской культуры, языка, исторической памяти. Напомним, что ещё в нулевые годы экспертами прогнозировалось отсутствие преемственности в среде организаций российских соотечественников, скорое «естественное вымирание» объединений Русского мира.  Однако эти прогнозы не сбылись.


Участники конференции

Но для поддержки молодёжного крыла нашей зарубежной диаспоры надо изменить формат и модели работы. Во-первых, для эффективного взаимодействия с ними следует активно привлекать новую молодую генерацию экспертов из России, которая владеет методами работы с современной молодёжью, способна говорить с ними на понятном им языке; во-вторых, следует предлагать молодёжному крылу проектный метод работы с российскими молодёжными организациями, государственными и общественными структурами, занимающимися проблематикой соотечественников, который предполагает не пассивное участие получателя средств и иной помощи, а активную роль в разработке и реализации проектов; и в-третьих, необходима передача знаний и опыта молодёжным организациям. В ходе конференции в Сирии было высказано предложение создать Школу молодого лидера.

— Татьяна Викторовна, а как идут в Сирии восстановительные процессы?

— 6 декабря 2017 года президент России В. В. Путин  официально объявил о полном разгроме террористов «Исламского государства» с сохранением отдельных очагов сопротивления. Я думаю, что и эти очаги будут подавлены. И Сирия будет свободной. Эта страна с величайшей историей и древнейшим культурным наследием заслужила спокойную и мирную жизнь.

Мне довелось посетить места, где боевики совершали массовые казни населения, причём тупым холодным оружием, чтобы причинить больше мучений. Я видела глаза детей, у которых была истреблена почти вся семья. И если до поездки туда я ещё сомневалась в правильности действий российской власти относительно Сирии, то теперь я полностью поддерживаю решение об оказании помощи официальному Дамаску.

При этом хочу отметить, что Россия не только оказывает помощь в борьбе с международным терроризмом, но и активно участвует в восстановлении исторического и культурного наследия Сирии. Именно об этом шла речь на конференции в Бейруте (Ливан) в ноябре, где выступили российские, сирийские и ливанские эксперты. А главное, была представлена фотовыставка российского фотографа Евгения Келя «Непобедимая Пальмира». Идея конференции, которую организовал Российский центр науки и культуры в Бейруте, принадлежит моему коллеге — члену Экспертного совета по общественно-гуманитарным программам при Россотрудничестве Дмитрию Егорченкову.


Монастырь в Маалюле

На меня произвела большое впечатление трагедия в древнейшем христианском монастыре в Маалюле. Это самый старый христианский монастырь в мире. Монастырь сейчас называют «раной Христа». Боевики казнили прямо на площади городка местное население, забрали в плен монахинь, которых использовали в качестве живого щита. Рубили топорами и жгли уникальные древнейшие иконы. Но сейчас этот маленький город освобожден, хотя следы разрушения повсюду. В городе идут новогодние праздники, в центре установлена ёлка. А участие в восстановлении Маалюли принимают многие российские организации, например, Императорское православное палестинское общество (ИППО) вместе с Российским комитетом солидарности с народами Ливии и Сирии. Межрегиональное общественное движение «Евразийский народный союз», председателем которого я являюсь, тоже решило принять посильное участие и заказало у российских иконописцев икону. Причём то, кто будет на ней изображён, мы согласовали, когда посетили на прошлой неделе этот монастырь.

Давайте все вместе поможем восстановить духовное и историческое наследие Сирии. И приблизим долгожданный мир.