На фоне бурно разворачивающейся кампании по выборам президента США в 2020 году американский истеблишмент выводит на глобальное игровое поле новую карту по «вмешательству в национальные выборы». Ею становится Китай.

В адрес Поднебесной уже звучат обвинения в попытке заключить сделку с возможной будущей администрацией демократов. По оценке экспертов, подобные утверждения являются попыткой убить сразу двух зайцев: во-первых, убедить американскую общественность в том, что Пекин сотрудничает с демократами, чтобы использовать выборы в США в свою пользу, во-вторых, изобразить обвиняющих Китай политиков «защитниками интересов Америки».

Отметим, что американские политики уже не в первый раз используют подобную тактику. Во время промежуточных выборов в США в ноябре прошлого года ряд американских высокопоставленных чиновников утверждал, что Китай пытается вмешаться в ход их проведения.

Вместе с тем в ситуации активного формирования Западом обстановки политико-экономической напряжённости вокруг Китая прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в страну демонстрируют устойчивый рост. С января по июль 2019 года ПИИ в Китай составили 533,14 млрд юаней, увеличившись на 7,3 % в годовом выражении. В долларовом выражении объём притока ПИИ вырос на 3,6 %, до 78,8 млрд долларов.

Справка. За первые 7 месяцев текущего года в Китае зарегистрировано более 24 тыс. новых предприятий с участием иностранного капитала. ПИИ в высокотехнологичные отрасли выросли на 43,1 % в годовом исчислении. Примечательно, что инвестиции из Германии и Республики Корея за 7 месяцев показали взрывной рост, увеличившись на 72,4 % и 69,7 % соответственно.

Государственное управление валютного контроля КНР обнародовало годовой доклад ведомства за 2018 год, в котором впервые раскрыты такие данные, как операционные показатели валютных резервов и их структура. По данным ведомства, в структуре валютных резервов страны доля доллара США снизилась с показателя в 79 % в 1995 году до 58 % в 2014 году, а доля недолларовых валют увеличилась с 21 % до 42 %.

Согласно статистическим данным Международного валютного фонда за 2018 год, объём валютных резервов Китая занимает около 30 % от общемирового показателя. Кроме того, непрерывно увеличивается золотой резерв страны. С 2005 по конец 2018 года объём золотого запаса Поднебесной вырос с 600 до 1852 т (6-е место в мире).

Россия — Китай

Рост показателей (но уже во взаимной торговле с Китаем) демонстрирует Российская Федерация.

В соответствии с данными Главного таможенного управления КНР, товарооборот между странами за 7 месяцев 2019 года составил 61,133 млрд долларов, что на 4,7 % больше показателя аналогичного периода 2018 года.

Справка. Китайский экспорт в Россию в январе — июле 2019 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 0,8 % и достиг 26,67 млрд, при этом импорт из России вырос на 9,4 %, — до 34,46 млрд долларов.

Напомним, что по итогам 2018 года товарооборот России и Китая впервые в истории превысил установленную лидерами двух стран целевую планку в 100 млрд долларов.

Россия готова помочь Китаю и с импортозамещением американских товаров. Так, министр экономического развития России Максим Орешкин заявил, что Россия и Китай в настоящее время ведут активные переговоры по целому ряду направлений сотрудничества по импортозамещению. Одно из приоритетных направлений — переключение КНР на российский рынок сельхозпродукции. Глава Минэкономразвития также констатировал, что Россия является для Китая более надёжным поставщиком любой продукции, нежели США.


Главное таможенное управление КНР сообщило о намерении расширить районы производства поставляемых в Китай соевых бобов до всей территории Российской Федерации. В 2018 году импорт российских соевых бобов в Китай составил 817 тыс. т, увеличившись в сравнении с 2017 годом на 65 % и продемонстрировав высокий потенциал дальнейшего развития. Только в июле текущего года китайские предприятия импортировали по морю 4400 т российской сои.

Политико-экономическое давление на Китай является лишь одной из граней назревающей холодной войны с Западом. В настоящий момент всё большую обеспокоенность Пекина вызывают планы Америки по усилению своего военного присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в частности размещения ракет средней дальности. По информации главы департамента по контролю над вооружениями и разоружению МИД КНР Фу Цуна, в случае подобных действий со стороны Штатов Китай примет ответные меры.

В свою очередь, отношения между армиями Китая и России являются образцом межармейского взаимодействия. По словам военного атташе КНР в России Куй Яньвэя, страны будут усиливать взаимную поддержку в вопросах, представляющих обоюдный интерес, в том числе расширять стратегические консультации и контртеррористическое сотрудничество, проводить совместные военные учения, улучшать взаимодействие в сфере разработки оборонных технологий.

Россия продолжает поставку в Китай систем ПВО С-400. Отметим, что поставка второго полкового комплекта ЗРС на несколько месяцев опережает сроки, указанные в контракте.


Поставка ЗРК С-400 послужила одной из причин введения санкций США против Китая в соответствии с законом «О противодействии противникам Америки через санкции» (CAATSA). Американские санкции были введены в сентябре 2018 года против департамента подготовки войск и снабжения Центрального военного совета Китая и его руководителя Ли Шанфу.

По инициативе Минобороны России Москва и Пекин готовятся заключить соглашение о военном сотрудничестве между министерствами обороны двух стран (правительство Российской Федерации одобрило проведение данных переговоров с КНР).

Интересы Пекина к расширению сотрудничества с Москвой не ограничиваются лишь энергетическими и оборонными проектами.

Попавшая под санкции США китайская Huawei ведёт переговоры о сотрудничестве с рядом российских IT-гигантов. Так, компании «Российские микропроцессоры и вычислительные комплексы», разрабатывающей процессоры «Эльбрус», предложено создать совместное предприятие.

Справка. В марте 2019 года успешно завершены работы над «Процессором-9» («Эльбрус-8СВ») по технологии 28 нм (у Intel - 32 нм). Huawei может использовать «Эльбрус» в своём железе, в том числе в серверах. «Процессор-9» работает на частоте 1,5 ГГц и сопоставим по характеристикам с зарубежными Intel Itanium 9760, Intel Xeon E52609 v3 и Intel Xeon E7-4850 v4.

Беларусь — Китай

Белорусскую пищевую продукцию на 600 млн долларов планируется поставить в Китай в ближайшие 4 года. Об этом заявил первый заместитель премьер-министра Беларуси Александр Турчин во время подписания соглашений о торгово-экономическом и инвестиционном сотрудничестве с китайской корпорацией Greenland Holdings Corporation Limited.

Справка. В 2018 году оборот товаров и услуг между странами достиг 4,4 млрд. При этом экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания вырос в 4,5 раза, до 82,5 млн.

Отдельные моменты негативного характера, способные в дальнейшем привести к существенным осложнениям в развитии белорусско-китайского проектного сотрудничества, выявлены на Светлогорском ЦКК. Так, в помещении серверной в здании центрального управления под фальшполом было обнаружено электронное устройство, которое не предусмотрено проектом. По экспертной оценке специалистов Светлогорского ЦКК, устройство предназначено для дистанционного повреждения оборудования серверной через искусственное короткое замыкание. Кроме того, специалисты китайской компании САМСЕ извлекли лицензионные ключи с двух серверов цехов производства волокна и производства товарной целлюлозы, удалили программную логику управления технологическим оборудованием отдельных участков нового завода, демонтировали специальный кабель системы управления турбиной.


Работы по завершению строительства завода будет проводить финская компания Andritz Oy — дочерняя структура австрийского концерна Andritz.

Ориентировочная сумма работ — 13 млн долларов. В первом квартале 2019 года рентабельность продаж всего предприятия составила 4,4 %. Чистая прибыль — более 12,6 млн рублей. ЦКК входит в концерн «Беллесбумпром» и принадлежит государству более чем на 99 % (данные за 2018 год). В 2019 году чистые убытки комбината составили примерно 206 млн рублей (103 млн долларов).

***

По оценкам аналитиков, сегодня с полной уверенностью можно говорить о том, что одними из ключевых центров будущего миропорядка будут Россия и Китай, совокупный потенциал которых в политической, экономической и военной областях предопределяет их влияние в мире. Отношения Москвы и Пекина в настоящий момент уже достигли беспрецедентно высокого уровня как в политической, так и в военной сферах. Активно расширяется и взаимодействие в экономике.

При этом Россия и Китай дают понять, что открыты для совместной работы по достижению общей стратегической цели — для борьбы с американским влиянием в мире.