Нужен ли Белоруссии свой космос? Дискуссия вокруг этого вопроса развернулась после недавнего выступления председателя Совета Республики, члена-корреспондента Национальной академии наук Беларуси Михаила Мясниковича. Напомним, в недавнем интервью новостному агентству БЕЛТА Мясникович заявил, что космическая программа Беларуси будет значительно расширена и, возможно, даже приведёт в перспективе к созданию белорусского «космического корабля».

Реакция недоброжелателей: «Какой космос! Страна в кризисе!»

Достаточно смелое интервью Мясниковича выглядело подобно камню, заброшенному в тихий пруд критиков и противников белорусской космической программы, которую скорее можно назвать программой Союзного государства России и Белоруссии, так как практически все белорусские космические проекты осуществляются в сотрудничестве с Российской Федерацией. Практически все оппозиционные сайты, комментирующие события в России и Беларуси, не преминули тут же обвинить председателя Совета Республики чуть ли не в «завоевании Галактики», считая собственную космонавтику «белорусского разлива» напрасной тратой денег и средств.

Риторика данных выступлений при этом поразительно напоминала шаблонные фразы начала «тёмных девяностых» и конца СССР: «Какой космос, когда у нас пенсионеры без творога!». Правда, итогом такого подхода почему-то оказались и утрата передовых позиций в космосе, и отсутствие того самого доступного «творога для пенсионеров» на полках магазинов чуть позже.

В случае же непредвзятого анализа и прочтения интервью Мясниковича становится ясным совсем иное: Белоруссия и в самом деле уже занимает прочное место в мировом процессе освоения космического пространства и отнюдь не собирается упускать открывающиеся перед страной перспективы, во многом базирующиеся на возможностях Союзного государства. Более того, «белорусский космос» не только имеет право на жизнь, но и уже отстоял его в жестокой конкурентной борьбе на мировом рынке.

Белоруссия: галактика перспектив

Сначала о нашумевших словах касательно «освоения Галактики». Оригинальная цитата из выступления Михаила Мясниковича выглядит так:

«Всё должно быть продумано и рационально. Космос для нас становится уже устойчиво функционирующей и признанной отраслью экономики, а не просто чем-то разовым. Сегодня мы — космическая держава, мы узнаваемы. Главное — не останавливаться в развитии, а двигаться дальше. Ведущие страны ведут исследования околоземного пространства, Солнечной системы, Галактики. Отрабатываются технологии, приборы и аппараты для различных сфер деятельности человека, и белорусские специалисты и учёные работают с иностранцами на равных, мы не на задворках».

Как видите, пресловутая «Галактика» упомянута в выступлении в совершенно органичном контексте: сегодня все ведущие мировые космические державы осуществляют исследования Галактики с помощью целого флота мощных космических телескопов, начиная от радиодиапазона (где работает российский аппарат «Радиоастрон») и заканчивая гамма-диапазоном (в котором работает американская гамма-обсерватория GLAST). При этом, что интересно, и «Радиоастрон», и GLAST, по сути являются международными площадками — каждый из этих аппаратов создан учёными и инженерами сразу из нескольких стран. Такая же ситуация присутствует и в случае других современных орбитальных телескопов: «Гершеля», «Кеплера», «Чандры» и многих других аппаратов для исследования нашей Галактики. Каждый из этих телескопов представляет собой сложнейший программно-аппаратный комплекс, который практически не под силу сделать даже самой мощной космической державе, такой как Россия или США. Поэтому подход Мясниковича вполне уместен и адекватен — у Белоруссии есть что предложить в качестве космических технологий.


Белорусский космический аппарат БКА

Так, белорусские инженеры и учёные уже принимали активное участие в создании бортовой аппаратуры первого успешного белорусского спутника БКА, а будущий российско-белорусский космический аппарат дистанционного зондирования Земли РБКА (российско-белорусский космический аппарат) будет и вовсе создаваться в значительной мере самой Белоруссией. Съёмочную аппаратуру космического аппарата изготовят белорусские предприятия, а создание платформы и вывод спутника на орбиту обеспечит российский «Роскосмос». При этом это отнюдь не «потёмкинские деревни» — запуск нового спутника по программе Союзного государства запланирован на конец 2020 года.

И всё-таки об экономике

Однако насколько же прибылен «белорусский космос»? Ответ на этот животрепещущий вопрос тоже прозвучал в выступлении Михаила Мясниковича. Первый белорусский спутник, уже упомянутый в статье БКА, который был выведен на орбиту пять лет назад и стоил стране без малого 16 миллионов долларов, работает настолько успешно, что уже не только окупил себя полностью, но и за срок нахождения на орбите заработал дополнительные 8 миллионов долларов. В силу этого факта срок эксплуатации столь успешного аппарата уже продолжен Белоруссией предварительно до конца следующего года, и страна самым активным образом форсирует создание нового аппарата РБКА на замену уходящему БКА, который будет дорабатывать свой ресурс до конца.

Таким образом, белорусская программа исследования космического пространства и дистанционного зондирования Земли уже имеет прочный экономический фундамент и находится на самом передовом техническом уровне, соответствующем лучшим мировым стандартам. Так, БКА несёт на борту исключительно белорусскую оптическую аппаратуру, которая и делает снимки из космоса с разрешением 2 метра, на уровне большинства мировых аналогов. Более того, условия предоставления и продажи информации, полученной с БКА, тоже соответствуют мировым ценам — за зондирование земной поверхности белорусское предприятие «Геоинформационные системы», обслуживающее БКА, берёт не более 1,4 доллара за квадратный километр территории. При этом речь идёт о «свежих» снимках, которые фиксируются в момент размещения заказа, в то время как многие коммерческие фотобанки космических снимков оперируют изображениями 2-3-летней давности, которые уже не отражают текущей ситуации на земной поверхности.


Снимок российского КС ДЗЗ «Канопус-В» из состава российско-белорусской орбитальной группировки

Основными заказчиками снимков с белорусского спутника уже являются МЧС Беларуси, министерство лесного хозяйства, министерство природных ресурсов, министерство сельского хозяйства, Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь и министерство обороны. Создание топографических карт, мелиорация, обнаружение зон пожаров, паводка, незаконных вырубок — все эти насущные задачи, актуальные для белорусской экономики, промышленности, сельского хозяйства и общественной жизни, сегодня успешно решаются с помощью БКА. И делается это с тем самым положительным экономическим результатом, о котором столь фальшиво пекутся критики белорусской космической программы.

И, наконец, о космическом корабле

Однако наибольшую критику вызвало даже не высказывание Мясниковича об исследованиях Галактики, а его слова о белорусском космическом корабле.

«В будущем не исключаю, что мы будем иметь возможность самостоятельно выйти в космос со своим космическим кораблём. И это не фантастика. Безусловно, очередным серьёзным шагом может быть наш космонавт в космосе. Это не обязательно должен быть полностью белорусский космический аппарат, который доставит его на орбиту и обратно. Здесь можно говорить об этапности. Первый шаг, например, — вхождение белоруса в состав международного экипажа и работа на МКС», — заявил Мясникович в своём интервью.

И снова, как мы видим, смелые мечты Белоруссии о собственном пилотируемом космосе вполне буднично стоят на прочном фундаменте настоящего. Более того, формально «нашим космонавтом» для Белоруссии давно стал Пётр Климук (уроженец села Комаровка из-под белорусского Бреста), совершивший свой первый полёт ещё в 1973 году. Точно так же является белорусом по месту рождения и космонавт Олег Новицкий (город Червень Минской области), совсем недавно завершивший свой второй полёт к МКС.

Фактически сегодня речь идёт о том, что пилотируемые космические амбиции Белоруссии в полной мере могут быть осуществлены в программе создания нового пилотируемого российского космического аппарата, который именно сейчас производится по программе «Роскосмоса» на замену уходящему в прошлое «Союзу», на котором летали и Климук, и Новицкий.

И тут опять-таки нет никакой фантастики. Постепенная, этапная работа в рамках космических программ Союзного государства вполне может создать для Белоруссии ту самую реальность, в которой без всякой натяжки белорусы могут получить достойное место в пилотируемой космической программе. В целом же космос для Союзного государства, наряду с атомной энергетикой, совместными проектами в области машиностроения и прочими, нужно расценивать как площадку для перехода к новому уровню отношений.