— Насколько актуально создание общего рынка труда на пространстве Союзного государства и Евразийского экономического союза?

— Это очень важный вопрос. Создание такого рынка сегодня нам необходимо. Мы должны интегрироваться не только в политической, но и экономической сфере, потому что в одиночку сейчас не выживешь.

— Какие преимущества для Беларуси может принести подобная интеграция?

— Конкуренция всегда живительно действует на экономику. В условиях общего рынка труда мы можем привлекать специалистов, например, в сферу IT-технологий, ядерных технологий, образовательную сферу. И наши преподаватели могут поехать поработать, поучиться. Важно, чтобы они не уезжали на Запад, потому что оттуда они уже не возвращаются и начинают там работать против нас.

Страны Евразийского экономического союза объединяет общая культура и по большому счёту экономика, историческое прошлое. Мы должны создавать своё объединение по принципу Европейского союза. С экономической точки зрения выжить могут только экономические пространства с населением 100–200 млн человек.

Вы видите, какие мощные игроки Китай, Европейский союз, США. Беларусь с её десятимиллионным населением не конкурент этим гигантам, поэтому нам обязательно надо объединяться, создавать такие же мощные экономические системы. Интеграция в сфере труда, промышленности, социальной сфере — везде очень важна, мы должны объединяться.  

— Вы давно уже преподаёте в Белорусском государственном университете — ведущем вузе страны. По вашему мнению, создание общих рынков труда как-то повлияет на уровень образования в наших странах?

 — Каждая из стран ЕАЭС обладает своим уникальным опытом, которым она может поделиться. Естественно, мы должны не конкурировать, а взаимодополнять друг друга. И только так мы станем сильными игроками.

Конечно, у нас вырастет уровень образования. К нам могут приезжать преподаватели, и мы можем ездить в другие страны. Обмен исследованиями, разработками в области образовательной деятельности — очень важное направление сотрудничества.

С Россией мы, по сути, единый народ. Поэтому интеграция для нас — это абсолютно естественный процесс. Да и Казахстан близкая нам страна. Я сам там родился. Учился и вырос в России. Живу в Беларуси.

— Есть ли какие-то препятствия для углубления интеграции на пространстве ЕАЭС?

— Когда-то, по-моему, Хиллари Клинтон сказала, что самая большая опасность для них будет, когда на территории бывшего СССР вновь начнутся объединительные процессы. По её мнению, этому необходимо всячески мешать.

Вот в этом смысле будут препятствия. Через внутренних агентов влияния как в России, так и в Беларуси (поверьте, они и там, и там есть, безусловно) Запад во главе с США сделает всё, чтобы у нас интеграция не шла. Видите, какие отношения сейчас между Россией и Украиной? Кто бы мог подумать, что дойдёт до такого момента, до такой ситуации эта конфронтация. Понятно, откуда всё происходит.

Поэтому препятствия будут. В том плане, что наша интеграция не отвечает интересам ведущих игроков. Конкуренцию никто не отменял. Но я уверен, что наши народы тянутся друг к другу, и даже украинский народ рано или поздно то иго с себя стряхнёт.