— Георгий Васильевич, у Беларуси много программ стажировок и развития межличностных контактов с Евросоюзом. Кажется, даже значительно больше, чем на пространстве Союзного государства или Евразийского экономического союза. Вы видите здесь дисбаланс, например, в той же образовательной сфере?

— Проблема действительно существует. Тема стажировок, повышения квалификации, заимствования опыта актуальна, притом на разных уровнях. Если начинать с вашего вопроса, то надо понимать цели и задачи стажировок наших специалистов за рубежом. Бесплатного ничего не бывает, и все цели прозрачны. С одной стороны, мы хотим, чтобы наши потенциальные партнёры и инвесторы разговаривали с нашими специалистами на одном языке, в том числе технологическом. С другой стороны, система западного инженерного образования деградирует: люди просто уходят из этой сферы. Поэтому им нужны специалисты из постсоветских стран: их не надо переучивать, и ментальность ближе к западной. То есть мы должны понимать, что это и отток кадров туда. Кого-то могут использовать и как агента влияния, не обязательно политического — технологического.

— В каком направлении развивает стажировки ваш институт «Кадры индустрии»?

— Мы сейчас обсуждаем подобную программу с европейскими партнёрами. Уже подписали соглашение с немецкой ассоциацией REFA (Федеральный союз по организации рабочих процессов, производства и развития предприятий), которая является альтернативой MBA.

Что касается Союзного государства и ЕАЭС, то недавно белорусские вузы посещали ректоры университетов Свердловской области. Мы тоже подписали соглашение об обмене и стажировке специалистов. У меня, правда, учатся не студенты, а руководители предприятий.

В Союзном государстве есть совет ректоров, который тоже занимается вопросами обмена учащихся. Мы приглашаем к себе в Беларусь их студентов, они приглашают наших студентов учиться в российских вузах. То есть процесс идёт. Мы возим наших специалистов обмениваться опытом на КамАЗ, ГАЗ, платим за это.

Но тут хочется поднять ещё один момент. Да, за границей стажироваться надо. Недавно министерство экономики Беларуси выступило с инициативой поменять стандарты образования и интегрировать в MBA. Они посчитали, что надо переучить 18 тыс. белорусских менеджеров — руководителей предприятий и органов государственного управления. Планируется подготовить специальный указ президента. Предполагается, что будет финансирование этой программы и со стороны бюджета. По примеру Российской Федерации предусмотрены стажировки за границей: в Германии, Чехии, Польше и других странах. Но я предложил другой подход (возможно, это будет более экономно и принесёт больше пользы): стажировать руководителей, особенно органов государственного управления, не за границей, где дорого, а в реальном секторе экономики.

Мы много слышим, что МАЗ, МТЗ низкоэффективные. Но, когда мы говорим об усовершенствовании реального сектора экономики, надо понимать, как он функционирует. Может, как раз перед стажировкой за границей нашим управленцам различного уровня надо побывать на отечественных предприятиях, а не смотреть, как работает министерство экономики в Германии или заводы Mercedes. Сначала наших специалистов из тех же Минэкономики, Национального банка, местной власти надо «простажировать» в реальном секторе экономики, чтобы они посмотрели и на проблемные предприятия, разобрались с тем, что там надо усовершенствовать: технологии, кадровую или корпоративную политику и так далее.

В общем, если подводить черту, вопросы стажировок не столь однозначны. Их надо рассматривать комплексно. Сегодня любая система образования должна носить прикладной характер: академические и теоретические знания должны проверяться на практике на примере реальных кейсов, работы предприятий.

В данном случае смысл стажировок не в том, что если мы вывезли 400 специалистов в Евросоюз, то должны вывезти столько же и на пространство ЕАЭС. Если по такому принципу работать, мы купим очень серьёзную проблему. Или люди будут уезжать, или эти командировки будут восприниматься как туристические поездки, что, к сожалению, часто и происходит.

— Когда вы развиваете сотрудничество с другими вузами, предпочтение отдаёте европейским странам? Западное образование больше ценится?

— Смотря какую цель ставить. С точки зрения повышения своих компетенций на рынке труда западный рынок более премиальный. Там выше зарплата, больше возможностей для карьерного роста. Белорусские дипломы на Западе котируются, но давайте будем откровенны: мы всё-таки не МГУ, не «Сколково». Наш рейтинг невысок. Поэтому пройти стажировку и получить пусть даже немного усечённый диплом Гарварда или Варшавской школы бизнеса — это престижно. С точки зрения прикладного характера на постсоветском пространстве дипломы MBA не настолько ценны. Они больше придают кругозор, понимание потенциальных партнёров, инвесторов.

Хотя и здесь не всё столь однозначно. Есть хороший пример — заместитель премьер-министра Беларуси Игорь Ляшенко. Он был директором предприятия, руководил концерном, а потом стал вице-премьером, курирующим промышленность. Он заслуженно получил диплом MBA, и вот вам пример карьерного роста на этой основе. Более того, мы сейчас реализуем его прямое указание — обучаем руководителей предприятий из системы министерства промышленности по программе MBA. Кроме того, мы подписали соглашение с Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом (ЛЭТИ), где реализуется программа подготовки топ-менеджеров «Газпрома» по цифровой трансформации. Мы на базе их методики сделали совместную программу и сейчас комплектуем группы.

— А в целом, на ваш взгляд, какие программы по обмену должны быть в Союзном государстве и ЕАЭС, чтобы увеличить контакты между людьми, бизнесом, чиновниками, экспертами?

— Контакты — это всегда хорошо, потому что всё строится на межличностных отношениях, особенно в бизнесе. Так во всём мире. Другое дело, что должны быть перспективы. К сожалению, этого не хватает в Союзном государстве, ЕАЭС. Сколько раз мы говорили, что интеграция идёт сверху: президенты подписывают дорожные карты, а до низа эти совместные проекты не доходят. В этой сфере совместные стажировки должны строиться на основе инвестиционных проектов. То есть необходимо создавать привлекательные проекты для кадрового роста. Должна быть привязка к перспективам.