В концерне «Белнефтехим» определили 4 основных задачи на текущий год: диверсификацию поставок нефти, удовлетворение внутреннего рынка, выполнение намеченных годовых показателей и повышение операционной эффективности. Как нетрудно заметить, эти задачи противоречат друг другу. Уже неоднократно отмечалось, что стоимость любой другой нефти для Беларуси будет выше российской, что ставит под вопрос повышение операционной эффективности и выполнение прогнозных показателей (в их числе наверняка есть увеличение прибыльности работы предприятий концерна). К примеру, это подтверждает первый вице-премьер Белоруссии Дмитрий Крутой в интервью государственному агентству БелТА. На вопрос журналиста, какой будет цена российской нефти для Беларуси в этом году, он отвечает: «Там из-за барреля она (цена) плавает, пошлина сама прыгает… Близко — 83–85 %... Суммарно — это [цена для Беларуси. — Ред.] минус 17 % к той котировке, которую мы видим на Brent, и всё остальное».


Что же касается внутреннего рынка, то ряд АЗС снова заявляет о нехватке топлива. Согласно информации Reuters со ссылкой на собственные источники в отрасли, российские сети АЗС испытывают недостаток нефтепродуктов, даже несмотря на поставки «Сафмар», о которых заявлялось в конце прошлой недели: «Концерн приостановил нам продажу топлива. Говорит, что не имеет свободных ресурсов. У нас (в компании) посмотрели, решили купить и привезти из-за рубежа — из Польши или из Прибалтики».  



Причину, по которой российские АЗС в Беларуси не могут привезти на них российское же топливо от материнских структур в РФ, пояснил телеграм-канал «Трыкатаж». По их информации, «российские нефтяные компании, располагая собственным ресурсом нефтепродуктов на территории РФ, не могут снабжать свои АЗС в Белоруссии из-за запрета на такие поставки, введённого Москвой в 2018 году. Российские компании обращались с просьбой временно разрешить импорт нефтепродуктов в Белоруссию из РФ, но безуспешно».

Сети, конечно, российские, а «Белнефтехим» белорусский. Однако именно у «Белнефтехима» эти АЗС брали топливо на реализацию. И если они начинают испытывать его нехватку и подумывают об импорте (тут уже даже неважно, откуда), то «Белнефтехим» снижает реализацию на внутреннем рынке. Да и само наполнение рынка под вопросом. А речь о 20 % белорусских АЗС.

Т. е. явно нужно пересмотреть перечень основных задач, иначе в конце года придётся признать, что какие-то из них выполнить не удалось.

В качестве выхода из ситуации концерн предложил компаниям — владельцам сетей поставлять на белорусские НПЗ нефть по давальческой схеме (компания поставляет нефть, платит комиссию за её переработку и обеспечивает свои НПЗ). Пресс-секретарь госконцерна «Белнефтехим» Александр Тищенко даже отметил, что прибегнуть к такой схеме поставок концерн предлагал уже неоднократно. Учитывая этот момент, вряд ли компании согласятся на такую схему и в этот раз. Ещё один аргумент в пользу этой версии — отказ компаний от комментариев представителям СМИ, о чём пишет РБК. Хотя, как заявила исполнительный директор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора Тамара Сафонова, прежде такая схема поставок использовалась: «Давальческие схемы долгое время работали в Белоруссии, затем организация поставок российской нефти осуществлялась в соответствии с прямыми контрактами с российскими нефтяными компаниями по формулам цены и без таможенных пошлин».

Что же касается диверсификации, то определились возможные поставщики нефти из Казахстана. Это компании KPO, NCOC, TOTAL, «Тенгизшевройл» — их представители на этой неделе встречались с представителями «Белнефтехима». Однако о деталях пока не сообщается. До тех пор Беларусь борется с дефицитом нефти нестандартно.


Согласно оценке замминистра энергетики РБ Михаила Михадюка, второй энергоблок БелАЭС готов на 70 %: «Здесь ведутся строительно-монтажные работы по объектам ядерного и турбинного островов, монтаж основного оборудования, технологических трубопроводов, прокладка кабельной продукции. Ведётся подготовка к подаче напряжения на собственные нужды, которая запланирована на первый квартал 2020 года». Что касается первого энергоблока, то, по словам чиновника, там продолжается горячая обкатка, завершить которую планируют не ранее конца февраля.

Что касается переговоров по пролонгации кредита на строительство станции и снижению процентной ставки, то их первый этап успешным не был: Минфин РФ в просьбе отказал. Однако его же представители уточнили, что вопрос будет прорабатываться дальше (возможно, будет вынесен в число тем, которые обговорят главы правительств РФ и РБ на запланированной встрече).