О действительно важном достижении, напрямую касающемся СГ, сообщила пресс-служба ЕЭК: за последние 6 лет страны ЕАЭС снизили импорт продукции АПК из третьих стран на 30 %, т. е. начали покупать эти товары друг у друга. Скажем пару слов о том, что за этой новостью стоит.

Это ведь не так просто, как кажется, и происходит совсем не в приказном порядке: «С завтрашнего дня больше не покупаем там и там, теперь только у союзников по ЕАЭС». Подтверждение тому — чуть ли не ежедневные истории с задержанием грузов яблок и груш на российско-белорусской границе. Яблоки оказываются то польскими, то украинскими, груши и вовсе бельгийскими. Минус 30 % импорта означает, что гармонизация таможенного законодательства стран ЕАЭС приносит свои плоды и закупать у союзников становится дешевле, чем в третьих странах. Поначалу этим «дешевле» пытаются пользоваться серые импортёры. Как раз поэтому раздражённый Россельхознадзор грозится пойти на крайние меры и предлагает перейти на прямой импорт растительной продукции в РФ, запретив её импорт через Беларусь. Проблема кроется в белорусских фитосанитарных сертификатах, из-за которых санкционная продукция становится «белорусской».  


Однако и производители постепенно подтягиваются. Происходит это, конечно, медленно, целых 6 лет понадобилось. И кажется даже, что изменений вовсе нет. Тем ценнее сообщение от ЕЭК.

Кстати, к 2022 году страны ЕАЭС собрались утвердить 93 стандарта на молоко и молочную продукцию, в т. ч. не слишком привычную потребителям в РФ и РБ (молоко кобылье, верблюжье, молоко ослиц). Из-за процессов трудовой миграции потребителей этой продукции в России оказывается всё больше, а значит, нужны и единые стандарты.


Вице-премьер-министр Беларуси Игорь Петрищенко на днях справедливо отметил, что ЕАЭС ещё рано считать полноценным экономическим союзом. Базис для такого союза — единые принципы тарифообразования на энергоносители. «Применение единых подходов при формировании тарифов на транспортировку газа для субъектов общего рынка газа союза и субъектов внутренних газовых рынков государств — членов ЕАЭС… является существенным для нас и должно быть зафиксировано сторонами в формируемых проектах документов», — заявил он в интервью белорусскому изданию «Звязда». Без этого ЕАЭС не продвинется дальше зоны свободной торговли. Хотя и тут пока есть вопросы, ведь «на внутренних товарных рынках государства ЕАЭС продолжают применять друг против друга нетарифные ограничения, для приличия замаскированные под санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры». К слову, это ответ на вопрос, почему внутренняя торговля продукцией АПК за 6 лет выросла, но всего на 30 %.

Беларусь собирается занять у России до 30 млрд рублей путём размещения ценных бумаг  с периодом погашения 3 года. Учитывая, что Минфин РФ в этом году сам намерен выходить на рынки заёмного капитала и рассчитывает привлечь до трёх млрд долларов, это будет в каком-то смысле «занять для себя и для того парня».

Впрочем, проблемы в торговле СГ не ограничиваются серым импортом и энергоносителями.

18 марта стало известно, что Россельхознадзор вновь ввёл временный запрет на поставки продукции белорусского «Данон Пружаны» в Россию (в прошлом году такой запрет тоже вводился. Судя по пресс-релизу РСН, такой запрет действительно обоснован и результаты также были. Однако возникает другой вопрос. Danone — транснациональная компания. Неужто стиль работы в российском представительстве качественно отличается от белорусского? Или, может, все зафиксированные претензии (отсутствие должного контроля за здоровьем животных, применение не заявленных в отчётах антибиотиков и т. п.) имеют место и в РФ, однако претензии выдвигаются только в адрес белорусского предприятия, поскольку контроль за ввозной продукцией по определению строже? По нашему мнению, здесь есть чем заняться ЕЭК.

«БелДжи» собирается расширять ассортимент продукции, поставляемой на российский авторынок, включив в него седаны представительского класса Geely Emgrand GT. «Соберём 100 машин, посмотрим на спрос. Планируем во втором полугодии произвести такие машины», — анонсировал планы исполняющий обязанности генерального директора предприятия Геннадий Свидерский.


К настоящему времени на предприятии успели собрать более 11 тысяч автомобилей. Примерно половину продали в России, где открыли 50 дилерских центров. Однако компания ведёт переговоры о выходе на рынки Польши, Литвы, Сербии, Украины и Молдовы.