В течение всей предыдущей недели в средствах массовой информации и в социальных сетях активно фигурировала тема потерь российских бойцов во время авиационного и артиллерийского удара, нанесённого американской коалицией 7 февраля в сирийской провинции Дейр-эз-Зор. Поначалу отрывочные сведения уже через несколько дней переросли в шквал материалов зачастую откровенно панического содержания, конечной целью которых, несомненно, являлась дискредитация действий российских силовиков в Сирии. Ранее СОНАР-2050 в материале «Как в СМИ появились "российские наёмники" и почему они гибнут батальонами» уже публиковал исследование медиатехнологии по распространению скандала вокруг российских потерь. Однако в том материале роль украинских СМИ в данной информационной кампании освещалась ограниченно, хотя именно украинская журналистика является традиционным участником многих скандалов, связанных с теми или иными российскими событиями. В этом материале мы решили восполнить этот пробел.

Забегая вперёд, стоит сказать, что в ходе мониторинга ряда популярных средств массовой информации Украины выяснилось, что, несмотря на то, что украинские СМИ зачастую не слишком разборчивы в методах, когда речь идёт об «информационной войне» с Россией, в этот раз большинство украинских журналистов оказалось заметно сдержаннее многих своих российских коллег.

Главный национал-либеральный рупор страны издание «Украинская правда» не уделило слишком большого внимания теме погибших «российских наёмников». Впервые об инциденте издание упомянуло уже 8 февраля, ссылаясь на сообщения Reuters, однако в материале говорилось лишь о гибели около 100 военнослужащих сирийской армии.


В течение следующих нескольких дней «УП» сосредоточилась на традиционной для себя теме — многочисленные жертвы гражданского населения в результате действий сирийской и российской авиации. Стоит также сказать, что событиям в Сирии за последнюю неделю издание не посвятило ни одного крупного материала, а все упоминания о событиях в регионе размещаются исключительно в новостной ленте.


В дальнейшем «Украинская правда» публиковала материалы, связанные с темой российских потерь со ссылкой в первую очередь на российское же издание «Коммерсант», сообщив при этом о том, что были идентифицированы четверо погибших, а также о том, что погибли они, пытаясь захватить месторождение нефти. Кроме того, ссылаясь на агентство Bloomberg, издание сообщило, что десятки раненых проходят лечение в нескольких московских госпиталях. 


Показательно, что «Украинская правда» в своих публикациях очень умеренно оценивает потери российских бойцов в 40–100 человек и при этом ни разу не разместила наиболее сомнительные материалы вроде «Видео авиаудара по россиянам» или «Расшифровка записи переговоров» и т. д. Единственная неформатная публикация была размещена в разделе «Блоги», тематика которого не задаётся редакцией. Главной темой блога стали размышления о том, как можно эффективно противостоять российской гибридной войне на примере боя в провинции Дейр-эз-Зор. Причём автор ссылается на одного из российских ЖЖ-блогеров, который на основе наиболее панических сообщений и с применением игровых видеозаписей, о которых говорилось в предыдущей публикации, пытается реконструировать события боя. Однако эта ссылка является явно вторичной и выбивается из общей политики редакции в освещении темы.


Ещё одно влиятельное украинское издание «Зеркало недели» несколько более активно освещало тему боя в провинции Дейр-эз-Зор. В отличие от «Украинской правды», данное издание активно ссылается на телеграм-каналы, в частности Conflict Intelligence Team и Directorate 4, на американский телеканал CBS, а также издания The Washington Post и Reuters. В первом же сообщении, связанном с темой и размещённом 9 февраля, прямо говорится о гибели бойцов ЧВК «Вагнер», а в дальнейшем, ссылаясь на неупоминаемые российские СМИ, «ЗН» доводит число погибших до 200 человек.


Что характерно, все западные издания, сообщения которых приводит «Зеркало недели», оценивают потери российской стороны максимум в 100 человек убитыми и около 200 ранеными. Что ещё раз говорит о том, что данные о наибольших потерях попадают в украинские СМИ не из западных, а из российских источников. Помимо этого, со ссылкой на телеграм-каналы издание разместило пресловутое видео авиаударов по «вагнеровцам», а также данные о погибших и их семьях.

В довершение освещения темы «ЗН» приводит материал The Washington Post, в котором говорится о том, что, хотя Путин заявляет о защите русских по всему миру, он при этом игнорирует своих погибших солдат в Сирии. По сути тон этого материала во многом копирует обычные посылы российской патриотической общественности.

Другое популярное украинское издание «Корреспондент» очень ограниченно освещало данную тему. Разместив 9 февраля аналогичное «Зеркалу недели» сообщение о массовой гибели «российских наёмников» со ссылкой на телеканал CBS, в дальнейшем издание почти не упоминало события в Сирии. Исключение составляли лишь заявления российских официальных лиц: представителей Минобороны, Пескова и Захаровой. Чтобы собрать воедино все разрозненные сообщения, 13 февраля редакция выпустила отдельный материал, где были опубликованы заявления и данные различных источников. В частности, из официальных источников были опубликованы заявления Минобороны РФ, которые опровергают гибель российских военнослужащих, а также заявления министра обороны США Джеймса Мэттиса, который утверждал, что ему точно не известно, были ли среди погибших россияне. В этом же материале приводятся разные сведения о потерях «российских наёмников», причём максимальная цифра в 217 погибших приводится со ссылкой на российское издание Znak.com, а минимальная (15 погибших) — со ссылкой на российскую «Новую газету». Приводятся и западные оценки числа погибших — всё те же пресловутые 100 человек.

 

Аналогичную описанному выше картину можно наблюдать в материалах другого ведущего издания «Левый берег». Кроме того, подобную же позицию демонстрируют основные украинские телеканалы, такие как «1+1», «Интер», «112 Украина».


Действительно активно и агрессивно в сравнении с другими украинскими средствами массовой информации тему потерь ЧВК освещало радикальное издание «Цензор.Нет». Данное издание ещё по событиям войны в Донбассе известно своей склонностью к публикации непроверенной информации и прямым подлогам. За прошедшую неделю издание посвятило теме «вагнеровцев» более двух десятков материалов.


Наиболее умеренные из них, как и в названных выше украинских изданиях, публиковались со ссылками на западные СМИ и телеграм-каналы. Причём журналисты издания стараются усугубить материалы западной прессы и подать их в значительно более радикальном ключе. 

Однако куда более активно издание «Цензор.Нет» размещает материалы со ссылками на сообщения Игоря Стрелкова, содержащие самые катастрофичные данные о потерях и ситуации в Сирии, а также всевозможные заявления российских либералов с обвинениями в адрес российских силовиков, власти и лично президента.


Кроме того, тему российских потерь здесь активно обыгрывает российский блогер Саша Сотник, который даже проводит для издания опросы москвичей на улицах. «Цензор.Нет» также постоянно проводит мониторинг соцсетей в поисках наиболее катастрофичных для российской стороны сообщений, а также публикует всевозможные расшифровки «телефонных записей» и сомнительные видео «нанесения ударов» по россиянам, включая фрагменты из компьютерных игр.


На основании всех этих сообщений журналисты издания выпускают крайне глумливые и издевательские материалы, изобилующие типичными для подобного рода СМИ оборотами вроде «Жаркое из россиян», «Смерть фейковых людей за фейковые убеждения» и т. д. Естественно, что прославляется военная мощь США и предрекается скорый развал российской армии. Однако стоит сказать, что издание явно не является источником оригинальных сообщений о событиях в Сирии и в наиболее радикальных материалах ориентируется на российские источники.


 

***

Из приведённого выше короткого обзора популярных СМИ можно сделать вывод, что украинская пресса явно не является активным генератором информации в развернувшемся вокруг событий в Сирии скандале. Основные украинские СМИ ориентируются в первую очередь на западные издания либо умеренные российские источники.

Главным же источником наиболее катастрофичных и панических сообщений являются круги, близкие к Игорю Стрелкову, а также либеральная общественность, активно раздувающая скандал и выводящая его в публичную плоскость. Именно в этой среде озвучиваются максимальные цифры потерь, а также сообщения о крайней эффективности американского удара.

На этом фоне западные источники, которые подают простые и легко запоминающиеся цифры в 100 погибших и 200 раненых, выглядят наиболее убедительно (хотя никаких обоснований данным цифрам, естественно, никто не приводит). Украинские СМИ, со своей стороны, если не считать совершенно радикальных материалов «Цензор.Нет», просто систематически подтверждают западную версию случившегося.

Таким образом, если в данном случае присутствует заранее продуманная медиатехнология, то она как раз и состоит в том, чтобы, воспользовавшись откровенно преувеличенными сообщениями в патриотической и либеральной среде (с постоянным возрастанием от 50 до 200–400–600 человек убитых и раненых), выдать свою «умеренную» версию в 100 погибших россиян и тем самым закрепить её в общественном сознании.

Украинские же СМИ, как уже указывалось выше, играют в этом скандале явно вторичную и в основном пассивную роль.