11 ноября в Великобритании и странах Содружества отмечается День памяти павших (Rememberance Day), также известный как Маковый день (Poppy Day), учреждённый королем Георгом V в 1919 г. и призванный увековечить память всех солдат Британского содружества, погибших в конфликтах с участием Великобритании.
В этом году празднование было особенно масштабным, т. к. было приурочено к 100-летию окончания Первой мировой войны.
Была развёрнута масштабная кампания в медиа и соцсетях с хештегом #lestweforget (Никто не забыт). На данный момент только в сети «Инстаграм» под этим хештегом опубликовано более одного миллиона постов.
В общем, Rememberance Day по масштабу и значимости для британской государственности вполне можно сравнить с Днём Победы в России, Беларуси и прочих постсоветских республиках.
Церемония почтения памяти павших с участием членов королевской семьи и руководства страны получила широчайшее освещение в британских СМИ. И не только в британских. Remembrance Day объединяет Британское содружество.
Канада:
Австралия:
Хотя традиционно наиболее масштабные мероприятия проходят в Лондоне. Был и свой праздничный концерт с военными оркестрами, выступлением барабанщиков и всеми прочими так знакомыми нам атрибутами.
И это совсем не потому, что в этом году отмечается столетняя годовщина завершения Первой мировой войны. Так Британия и Содружество отмечают Remembrance Day каждый год.
Однако следует отметить, что эта дата всё заметнее делит британское общество на две части: тех, кто за, и тех, кто против Макового дня (мак — традиционный символ памяти павших британских солдат).
Первые принимают участие в памятных маршах с портретами погибших родственников и венками из бумажных маков в руках, в поминальных церковных службах, возлагают памятные венки к Кенотафу (Кенотаф в Лондоне, Кенотаф на Уайтхолл — памятник Неизвестному солдату), рисуют гигантские портреты погибших солдат или маки из песка на морском побережье, а также выстраиваются в фигуру гигантского памятного мака.
Всё это достойно уважения и по сути мало чем отличается от привычных нам форм чествования ветеранов и поминовения погибших.
«Never forget» пишет этот британец рядом с нарисованным маком. Никто не забыт, ничто не забыто.
Но с каждым годом становятся всё заметнее и вторые. Среди них, в частности, студенты Кембриджа. В октябре в британских медиа прошла волна публикаций о том, что студенческий совет Кембриджского университета проголосовал против предложения о популяризации Дня памяти павших, т. к., по их мнению, это «прославляет войну». Как сообщает The Telegraph, предложение, вынесенное на голосование, «включало просьбу о минуте молчания в День памяти павших, а также об отправке по электронной почте уведомлений студентам, где можно приобрести маки. Оно также содержало призыв почтить память британских ветеранов». «Однако это предложение, внесённое двумя членами Консервативной ассоциации университета, было отклонено студентами во время их первого заседания студенческого совета в новом учебном году», — пишет издание. Вместо этого студенты проголосовали за поправку, в которой «отмечалось стремление различных организаций уйти от прославления и повышения войны» и «проводить кампанию против милитаризма». Поправка, внесённая студенческой активисткой Стеллой Суэйн, предлагала отказаться от таких референций, как «британские ветераны войны», «День памяти павших» и «маки».
Вместо этого госпожа Суэйн утверждала, что дань памяти нужно отдавать «всем погибшим или пострадавшим от войны», а также, что нужно мотивировать студентов участвовать в «продуктивной критике войны».
От активистов также поступили предложения заменить красные маки белыми или фиолетовыми (пацифизм или осуждение войны). Представители Консервативной ассоциации Кембриджского университета заявили, что это они «шокированы тем, что внесённое ими предложение не было принято», и обвинили студентов в стремлении «стереть память о ветеранах».
Данная поправка и последовавшие за ней многочисленные анонимные угрозы в адрес принявших её студентов вызвала широчайший резонанс в Великобритании. Скажем, глава Консервативной ассоциации Кембриджского университета Тимур Коскан был вынужден оправдываться во время ток-шоу.
Видео здесь (смотрите второй видеоролик).
Лидеры общественного мнения также принимают активное участие в этой конфронтации. Так, известная в Британии медиаперсона и колумнистка Кейти Хопкинс написала в «Твиттере»: «Я назвала свою дочь Поппи (прим: англ. Poppy — мак), чтобы помнить. А ты помнишь?»
В ответ на это колумнист и стенд-ап комик Марк Стил разразился колонкой в Independent, в которой, полемизируя с Кейти, написал: «Я назвал своих детей Сомма [Битва на Сомме — одна из самых кровопролитных операций в ходе Первой мировой войны. — Ред.], Траншея и Иприт, чтобы не забыть погибших на войне. А что сделал ты?»
И это лишь малый пример раскола в британском обществе. Британский сегмент соцсетей в последние дни напоминает всё ту же Битву на Сомме — как по безжалостности сторон друг к другу, так и по количеству участвующих в противостоянии.
Иными словами, и с этой стороны нам всё знакомо. Ведь и нам накануне 9 мая, 22 июня, 1-2 сентября приходится становиться свидетелями попыток пересмотра причин и результатов тех далёких событий, нашего места в истории и наших заслуг. А то и просто желания поглумиться над чужими чувствами: «победобесие», «деды воевали», «пили бы сейчас баварское».
Как видим, в этой мерзости нет ничего уникального, с ней приходится сталкиваться и другим странам. Как нет ничего уникального и в обратном: очевидно, что Великобритания чтит своих ветеранов и своих погибших не менее ревностно, чем большинство постсоветских государств. Это правильно, нормально и единственно верно.
Остаётся лишь добавить, что нам, как и британцам, следует вдвойне осторожно относиться к любым попыткам коррекции установившихся ритуалов. Хотя бы потому, что устанавливали их люди, бывшие непосредственными наблюдателями и участниками тех страшных событий. И крайне сомнительно, что активистка Стелла Суейн или комик Марк Стил могут сказать нам о тех войнах что-то новое или недоступное пониманию Джона Маккрея (автор стихотворения «На полях Фландрии», откуда и возник символ красного мака) или Ольги Берггольц (в её стихотворении впервые прозвучала фраза «Никто не забыт, ничто не забыто»).
***
На памятные мероприятия в Париже французский лидер Эммануэль Макрон собрал около 70 глав государств и правительств, в числе которых президент РФ Владимир Путин, американский лидер Дональд Трамп, канцлер Германии Ангела Меркель. Вот как карикатурист СОНАР-2050 изобразил парад лидеров в столице Франции.