Если бы советская власть дожила бы до XXI века, это была бы, наверное, совершенно другая советская власть. Прошло уже более четверти века с момента ликвидации Советского Союза. На самом деле, это огромный промежуток времени. Уже выросло практически два новых поколения — совершенно в другой реальности.

Рассуждать о том, как бы выглядела советская власть, если бы отечественная и мировая история пошли бы другим путём, — это всё для «популярно-ненаучных» фантастов, причём не самых лучших. Другой вопрос, что 100-летие, как ни странно, действительно является несвоевременным поводом для попытки подведения итогов, потому что по-настоящему итоги подводить невозможно.

То, что какие-то перемены грядут, причём, возможно, очень скоро, — это несомненно. Но надо понимать, что это всё происходит в контексте глобальных мировых процессов. Для России поворот влево или разворот к новому социалистическому пути — это шанс стать в какой-то степени лидирующим фактором в мировом политическом пространстве.

Готово ли к этому общество? Хотите ли вы жить в Советском Союзе, а не просто ностальгировать? Одно дело — ностальгировать и говорить: «Ой, какие там были мультики! Как все ходили друг к другу в гости! Какая была полная занятость и какие невероятные вещи придумывали в наших научно-исследовательских институтах!» Но при этом, кстати, не могли внедрить их в производство. Зато могли придумать то, что сегодня никто не придумывает. Всё это прекрасно, но хотите ли вы получить обратно весь этот комплекс? И тут дело даже не в очередях. Если сказать людям: «Постойте в очередях, но зато будет полная занятость, будет развитие промышленности, будут опять успехи в науке». Я думаю, процентов 60, если не 80, скажут: «Ну и чёрт с ним, постоим в очереди!» Однако главное, чтобы в этих очередях что-то давали.

Мне кажется, это большая глупость либералов — ассоциировать СССР с пустыми прилавками и очередями. Это не срабатывает. В Советском Союзе было много других негативных вещей, кроме пустых прилавков, включая ограничение свободы, причём свободы не только передвижения, но и свободы мысли, научного творчества и так далее. Это гораздо более серьёзная проблема, которая не осознается. За эти более чем четверть века постсоветской истории мы имеем определённые достижения — в плане свободы, но не в плане демократии. Что интересно, демократию мы не получили, но свободу имеем.