В настоящий момент, говоря о совместных проектах России и Белоруссии по импортозамещению, можно выделить целый ряд направлений, которые являются максимально перспективными в контексте кооперации с целью дальнейшего максимально эффективного импортозамещения.

Специалисты выделяют несколько отраслей, несколько направлений экономики, связанных с фармацевтической, медицинской промышленностью, электронной промышленностью, машиностроением, в том числе тяжёлым машиностроением, станкостроением. Это все те точки возможностей, которые в настоящее время являются более чем актуальными как для Белоруссии, так и для Российской Федерации, а исходя из того, что на территории двух стран существуют производства, которые требуют не строительства с нуля, а просто модернизации под конкретные целевые задачи, это тем более возможно.

Мы знаем, что раньше программы импортозамещения базировались на целых направлениях экономики, которые должны быть приоритетными, а в настоящий момент мы видим по опыту Белоруссии и Российской Федерации программы, которые точечно занимаются данной проблемой. Условно говоря, необходимы одной стране или двум странам те или иные машины для сбора урожая, соответственно, ставятся конкретные задачи, что необходимо создание производства именно подобной техники. Это гораздо эффективнее оптимизирует финансовые вливания, потому что не строится, условно говоря, огромный машиностроительный комплекс, на котором выпускается 20–30 видов продукции, а конкретно модернизируется производство под специфику и необходимость конкретных потребителей в России и Белоруссии.

Исходя из этого и затраты совершенно другие, и сама эффективность процессов совершенно иная, потому что, как мы понимаем, целевое назначение во многом оптимизирует финансовые затраты и как раз способствует тому, чтобы данный процесс реализовывался согласно тем целям, которые обозначены и правительством Белоруссии, и правительством России.

Если придерживаться этой логики, то совершенно реально полностью обеспечить импортозамещение на территории в целом Союзного государства, потому что, наверное, сейчас уже нет таких сфер, в которых это было бы просто невозможно.