6 ноября в Дананге (Вьетнам) стартует саммит АТЭС, который продлится до конца недели.

АТЭС — Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, форум, основанный в 1989 году. Его участниками являются экономики 21 государства региона (официальный термин — «участвующие экономики», а не «страны-участницы», так как одним из участников АТЭС является Тайвань).



И название, и формат участия указывают на то, что это прежде всего мероприятие для обсуждения общеэкономических вопросов, интересующих страны АТР. Однако в этом году форум АТЭС обещает быть скорее политическим. По крайней мере, об этом свидетельствуют слова президента США Дональда Трампа, который, как кажется, едет в Дананг исключительно с одной целью: встретиться со своим коллегой из России. «Это очень важно. Они могут помочь нам с Северной Кореей, Сирией. Нам нужно поговорить об Украине», — заявил он на днях.

Очень символично, что поговорить с Владимиром Путиным о КНДР, Сирии и Украине Трамп решил именно во Вьетнаме, где в своё время договориться не получилось. Тогда Вьетнам при поддержке СССР победил в противостоянии с США, отстоял своё право на самостоятельный выбор вектора развития. Сегодня объём торговли между США и Вьетнамом превышает 35 млрд долларов в год (2014), причём не в пользу США. Чтобы поправить это положение, экс-президент Америки Барак Обама даже отменил в 2016 году запрет на продажу во Вьетнам летального оружия, действовавший ещё с 1960-х годов.

Такое длинное вступление имеет свои причины. Трамп сам перечислил критически важные вопросы, которые он собирается обсуждать с российским лидером. Напомним, что совсем недавно Трамп подписал очередной пакет антироссийских санкций.


Можно вспомнить также  ситуацию, в которой уже длительное время находятся российские дипломаты в США. Посол России в США Анатолий Антонов буквально на днях заявил, что до сих пор не может добиться встречи с конгрессменами, чтобы обсудить вопрос возврата российской дипломатической миссии её собственности на территории США (2 месяца назад в здании торгпредства России в Вашингтоне был проведён обыск, и оно до сих пор остаётся под контролем властей США). В настоящее время российская сторона готовит иск в суд.


Эксперты утверждают, что закон, подписанный Трампом, равно как и аналогичные документы (в отношении нашей страны либо других стран), не является чем-то незыблемым даже несмотря на переживающий сегодня второй подъём скандал с якобы российским вмешательством в американские выборы. Отменить закон о санкциях на этом фоне будет непросто. Однако Трамп всё равно может торговаться.

Вспомним, что нынешний закон — не первый. Однако сотрудничество между США и РФ по некоторым направлениям оказывалось не затронутым событиями последних трёх лет. Скажем, США всё так же продолжают покупать российские ракетные двигатели. И в любом новом санкционном законе будут аккуратно выписаны изъятия, которых санкции не коснутся.

Кроме того, в силах Трампа обходить изложенные в законе санкции, лазейки для этого есть всегда. Другое дело, что обнаружение таких шагов будет стоить ему скандала в Сенате. А значит, для риска должна быть мотивация. Так мы подходим к сути того, о чём Трамп собирается всю неделю беседовать с Владимиром Путиным: уступки по Сирии, КНДР, Ирану, Украине в обмен на ответное не слишком ретивое исполнение закона о санкциях. В случае же скандала Трамп всегда обоснует свои действия тем, что действовал в интересах США, и назовёт уступки, которых ему удалось добиться.

Правда, для этого угрозы должны считаться достаточно серьёзными, чем и объясняются накаты на КНДР и Иран со стороны США, которые мы наблюдаем в течение этого года. Так, к берегам Северной Кореи были высланы 3 авианосные группы.

Авианосная ударная группа — оперативное соединение кораблей, состоящее из авианосца и группы прикрытия. На сегодня в составе ВМС США насчитывается 11 АУГ.



Кроме того, Трамп пригрозил внести КНДР в список стран, поддерживающих терроризм (заявления о корейских хакерах как раз должны поддержать эту версию). Иран же, в свою очередь, получил угрозы выхода США из ядерной сделки. Армия Украины, в свою очередь, возобновила интенсивные обстрелы Донецка.

Таким образом, практически всё, что Трампу удастся (если удастся) выторговать во время форума АТЭС, можно будет успешно «продать» уже американским конгрессменам. Наверняка и разморозка вопроса с дипломатическими зданиями РФ в США также будет предлагаться в виде уступки.

На самом деле, место проведения само подсказывает, как ответить на такие предложения. Вьетнам в своё время не стал таким, каким его хотели видеть в Вашингтоне. Он заплатил за это десятилетиями санкций, а потом Америка просто смирилась и торгует с ним, как с любой другой страной. Отыграть уступки назад уже не получится, а гарантии Трампа действительны лишь на срок его полномочий.  

К тому же в Пентагоне уже признали, что ядерный арсенал КНДР они могут гарантированно уничтожить только в случае наземной операции, вероятность которой крайне мала. Следовательно, как минимум в этом пункте речь не о торге, а о блефе.

Однако пока всё говорит о том, что в руководстве Союзного государства расклады понимают правильно и умеют играть в предлагаемые игры. Так, глава комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов, комментируя идею о российской базе на Кубе, заявил, что, «безусловно, такие объекты в непосредственной близости от наших коллег (США), как теперь принято говорить, точно бы не помешали». Напомним, в этом году исполнилось 15 лет с того момента, как последние российские специалисты покинули военную базу в Лурдесе (Куба), существовавшую там ещё со времён СССР. И напоминания о ней — шаг того же рода, что и нагнетание Америкой напряжения вокруг Ирана или настойчивые попытки добиться уступок в Сирии или на Украине.