Случаи задержания на российско-белорусской границе партий фруктов из РБ (как правило, речь о реэкспорте продукции из Украины и стран ЕС) не новость, такое случается на каждой неделе. И иногда не по одному разу. Однако в этот раз привлекают внимание два обстоятельства:
- Величина груза (сразу 100 тонн яблок в трёх погранпунктах).
- В этот раз яблоки были задержаны не российскими, а белорусскими пограничниками. А владельцем грузов оказались, соответственно, не белорусские, а российские фирмы.
Это несколько меняет привычную картинку СМИ «Беларусь заваливает Россию контрабандной и санкционной продукцией». Напомним, что в последние дни вносить свои штрихи в эту картинку взялись даже оппозиционные белорусские СМИ.
Как видим, российские бизнесмены и сами прекрасно умеют высчитывать прибыль от схем серого импорта, а потому проблема находится в традиционной плоскости (борьбы с нарушениями таможенного законодательства), а совсем не в плоскости российско-белорусских отношений.
Союзный трактор (совместное производство тракторов МТЗ в Череповце на мощностях ЧЛМЗ) становится ещё более союзным: «Северсталь» стала новым поставщиком череповецких машиностроителей. Компания начала поставлять металлический профиль, из которого делается кабина. До этого белорусы закупали этот профиль в Австрии.
Правда, на соревнование по тракторному биатлону поедет всё же МТЗ минской сборки. Да, есть и такие соревнования: в прошлом году они впервые состоялись в Сморгонском районе Гродненской области.
В Удмуртии идею оценили и уже спустя 2 месяца организовали подобное мероприятие и у себя. А теперь зовут участвовать и авторов идеи. В этом году должно быть интереснее. «Лыжные гонки на охотничьих лыжах, езда на мотособаке, езда на тракторе, поражение мишени обычными вилами», — анонсирует организатор тракторного биатлона в Удмуртии Павел Кузнецов.
Продажи грузовых автомобилей МАЗ на российском рынке в феврале упали на 20,5 % в сравнении с прошлым годом, фиксирует статистика авторынка. Белорусский производитель опустился на 8-е место (236 регистраций). Причём сам рынок также переживает спад (минус 5,1 %), однако продажи МАЗ падают сильнее рынка.
В этом году Москва собирается закупить для нужд столичного общественного транспорта 300 электробусов. А после 2021 года закупки могут вырасти до 800 штук в год. Однако белорусским производителям за эти контракты предстоит ещё побороться, поскольку в прошлом году производство электробусов наладил российский КамАЗ и он же получил от Мосгортранса первый заказ. Более того, в настоящее время КамАЗ подыскивает для этого производства новую площадку (после чего, вероятно, количество продукции вырастет). Сегодня электробусы собирают в Нефтекамске.
В настоящее время ведутся переговоры с компанией «Тролза» (Саратов).
Учитывая неудачный опыт переговоров КамАЗ и МАЗ о создании совместного производства грузовых автомобилей, вряд ли стоит рассчитывать на то, что МАЗ станет площадкой для производства российских электробусов. А жаль, проект был бы интересным.
В ЕЭК предложили способ разрешения важной проблемы — использования советских брендов на постсоветском пространстве. Похоже, всё идёт к тому, чтобы принять самое оптимальное решение: монополии на советские бренды быть не может, а предприниматели из стран ЕАЭС будут иметь равные права для их использования. Понятное дело, что продукция будет отличаться по качеству, хотя бы и минимально. Однако в СССР было то же самое: скажем, курильщики охотились не только за любимой маркой сигарет, но и за продукцией конкретного завода-изготовителя.
Впрочем, это не означает, что папиросы «Беломорканал» или конфеты «Мишка на севере» сможет выпускать каждый, кто захочет: для использования придётся получить лицензию (видимо, в той же ЕЭК).
Представители РФ и РБ приступили вчера к межведомственным консультациям по вопросам международной информационной безопасности. «Есть чёткое решение в рамках ОДКБ, приняты две резолюции на 73-й сессии Генеральной ассамблеи ООН по инициативе России и при прямой поддержке Беларуси. Эти международные акты направлены на то, чтобы окончательно завершить процесс международного правового регулирования тем, связанных с существованием виртуальной реальности, с ответственностью государств в этой связи», — рассказал заместитель секретаря Совета безопасности Российской Федерации Олег Храмов.
А за день до этого заседания белорусская сторона представила свой проект Концепции информационной безопасности Беларуси, в подготовке которого участвовали не только госструктуры, но и представители СМИ, а также экспертное сообщество. «Такие доктринальные документы приняты во многих странах, в том числе в России, на Украине и в странах ЕАЭС. Уже в ближайшее время текст Концепции информационной безопасности будет в открытом доступе. Следует отметить, что некоторые пункты Концепции разработаны впервые, это понятие информационного суверенитета и кибербезопасность», — прокомментировал документ член Научно-экспертной группы при Государственном секретариате Совета Безопасности Республики Беларусь Александр Шпаковский.
Неудивительно, что со стороны оппозиционных СМИ в отношении документа последовала критика. «Лукашенко лично и другие чиновники высокого ранга не первый год обращаются к теме информационной безопасности. И не только из-за каких-то внутриполитических причин, но и на уровне, например, ОДКБ. Там у них есть специальная программа по противодействию информационным угрозам, в том числе и в интернете. Основное направление программы — противодействие пропаганде и распространению террористических идей, вербовки», — говорит в интервью «Белорусскому партизану» руководитель аналитического центра Belarus Security Blog Андрей Поротников.
Любопытно было бы прояснить смысл фразы «там у них». То ли Поротников уже не считает себя белорусом, то ли не одобряет противодействие вербовке террористов — не поймёшь. «Это не концепция безопасности нации, а концепция безопасности существующего политического режима… сохранение неприкосновенности существующего правящего строя», — так звучит главный смысл его оценки принятого проекта Концепции.