«Радио Свобода» продолжает исследовать тему экспорта антрацита из Беларуси. При этом редакция радио не утруждает себя эвфемизмами и прямо заявляет о том, что уголь попал в Беларусь именно с не контролируемых Украиной территорий, называя его «антрацит из «ЛНР/ДНР». В этот раз в фокусе уже не Украина, а поставки угля в Европу и на Ближний Восток. Любопытно, что тема не новая, ранее она уже привлекала внимание как украинских, так и белорусских СМИ. Вот, к примеру:
Однако большого резонанса тогда не вызвала. И вот — очередная волна интереса.
Доказательства не слишком убедительные:
- Так решили польские журналисты, которые занимаются темой поставок угля из ЛНР/ДНР;
- Потому что «Беларусь не впервые выглядит как контрабандист, который помогает обходить эмбарго и сложности в международной торговле. Например, те же факты поставок "белорусских креветок" и польских яблок, которые перепродавались в Россию, чтобы обойти российские санкции». Вы будете смеяться, но обвиняет Беларусь в продаже польских яблок России… польский журналист;
- Наконец, самое серьёзное доказательство. Журналисты «Свободы» обнаружили одну сделку, в ходе которой на Украину был поставлен уголь, предположительно добытый на не контролируемых Украиной территориях (по прибытии на Украину груз был арестован). И один этот случай бездоказательно экстраполируется на все поставки.
Напомним, ранее мы уже связывали этот внезапный интерес белорусских оппозиционных СМИ к отдельным направлениям внешней торговли Беларуси с визитом в Минск заместителя помощника госсекретаря США Джорджа Кента.
Если в материале «Свободы» креветки просто упомянуты в цитате, то «Белсат» решил взяться за них всерьёз. Вернее, даже не за них, а за поставки в Россию яблок из Молдовы, груш из Литвы и Беларуси, а также готовой одежды под видом ткани для занавесок из Турции. Суть: в каждой из этих схем одним из ключевых участников оказываются сама Беларусь (как территория пролегания транспортных маршрутов) и белорусские компании, без которых функционирование этих цепочек серого импорта санкционной продукции или контрабанды было бы невозможно.
Кстати, материал действительно полезный, и это как раз тот редкий случай, когда и от «Белсата» есть польза. А обратили мы на него дополнительное внимание лишь по одной причине. Акценты в статье расставлены таким образом, что создаётся ложное впечатление: только Беларусь и виновата в том, что в Россию проникают санкционные фрукты и одежда под видом ткани. Беларусь и чуть-чуть российские коррупционеры. Но Беларусь в первую очередь. А ведь это то же самое, что обвинять транзитную страну в производстве наркотиков. Логикой экономических процессов (пускай и преступных) не под силу побороть в одиночку.
Поэтому мы в очередной раз констатируем:
- Оппозиционные СМИ очевидно получили крупный заказ на отработку темы внешней торговли РБ;
- Основной упор — потенциально конфликтные темы для отношений РФ и РБ;
- Набор этих тем шире, чем мы считали ранее, и выходит за рамки торговли с Крымом и республиками ЛНР и ДНР.
Ещё в конце февраля стало известно, что у главы правительства Литвы созрел «хитрый план» в отношении БелАЭС. «Что мы можем сейчас сделать? У нас есть план-хулиган. Я предложу белорусам решение. Рациональное. Не такое, что говорит: "Закройте!"», — заявил тогда премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис.
Теперь этот план представлен общественности, и его впору переименовать в «план-у-нас-не-все-дома». Мало того что Саулюс Сквернялис предложил перестроить практически готовую атомную станцию в газовую, так ещё и предлагает белорусам топливо для её работы из «альтернативных источников» (читай: сжиженный газ из американских поставок). Т. е. взвинтить себестоимость этой энергии до небес. А как мы помним, вторым назначением БелАЭС, кроме компенсации роста энергопотребления, было удешевление электроэнергии для населения и промышленности.
Пальцем у виска покрутили даже на родине. «В мировой истории не было примеров, когда атомную станцию превращали в газовую электростанцию», — охарактеризовал идею бывший министр энергетики Литвы Арвидас Секмокас, сравнив её с перестройкой подводной лодки в пароход. И это ещё мягко, ведь едва ли основная претензия и забота литовской стороны — безопасность. Это гараж можно перестроить в сарай или наоборот. А перестраивать настолько сложные инфраструктурные объекты — вообще нонсенс.
Забавно, что по образованию Саулюс Сквернялис не гуманитарий, как можно было бы заподозрить, а инженер-механик. Что сразу же ставит под вопрос качество преподавания технических наук в литовских вузах.
Впрочем, грудью бросился спасать Литву от БелАЭС не только он, но и президент этой страны Даля Грибаускайте, которая провела встречи с президентом Австрии Александром Ван дер Белленом и премьер-министром Финляндии Юхой Сипиля и по их итогам заявила, что эти страны обещали Литве свою поддержку в вопросе противодействия БелАЭС. «Мы внимательно ознакомились с сообщениями по итогам указанных встреч и испытали когнитивный диссонанс. Складывается впечатление, что её участники были на разных переговорах. Ни пресс-службы президента Австрии и премьер-министра Финляндии, ни новостные агентства этих стран не упоминали об обсуждении темы Белорусской АЭС, не говоря уже о поддержке этими странами радикальной позиции Литвы о необходимости закрытия АЭС», — разводят руками в МИД РБ.
Как справедливо указывает наш автор Юрий Шевцов, вся эта истерика связана с импортом электроэнергии Литвой по энергокольцу БРЭЛЛ: «К концу года у соседей встанет важный вопрос: законодательно Литва вроде как не имеет права принимать энергию с БелАЭС. А импортирует энергии из Беларуси Литва много. В прошлом году этот импорт вырос раз в шесть... То есть Литва должна отказываться от импорта всей энергии из Беларуси [в Литве действует закон, согласно которому импорт энергии БелАЭС под запретом. — Ред.]. Или Вильнюсу придётся что-то менять в своей законодательной трактовке относительно энергии Белорусской АЭС».
Между тем в России заявили, что если Литва не против, то может получать энергию через БРЭЛЛ до 2025 года, как и планировалось: «У нас есть готовность работать в кольце. В том числе до 2025 года. Продолжение по работе в системе балтийского кольца возможно на прежних условиях».
Напомним, ранее Латвия, Литва и Эстония договорились отказаться от импорта электроэнергии из России через Беларусь, однако с реализацией этого плана возник целый ряд сложностей. Более того, есть подозрения, что Латвия и Эстония решили дать задний ход. «Три балтийских оператора ранее договорились в начале июня отсоединиться от системы БРЭЛЛ и провести [в июне 2019 года] испытания [работы энергосистем] в изолированном [от БРЭЛЛ] режиме. Стало неприятным сюрпризом, что операторы Эстонии и Латвии заявили, что они не будут этого делать по разным причинам», — сетовал председатель комиссии сейма Литвы по вопросам энергетики и слаженного развития Виргилиюс Подярис в середине февраля этого года.