Ещё в 2010 году с утверждением Концепции национальной безопасности Республики Беларусь нами было заявлено, что реальной военной угрозы для нашего государства не существует, а есть внутренние и внешние источники угроз. К сожалению, в 2014 году источники стали реальными угрозами, причём не на западном и северо-западном направлениях, а на южном. 

Да, мы с сожалением должны признать, что реальная военная угроза на сегодняшний день конкретно исходит от Украины. Военно-политическая обстановка до 2014 года строилась на противодействии вероятному противнику с Запада и Северо-Запада. После государственного переворота на Украине вся система военного баланса пришла в негодность, и основная её тема оказалась неприкрытой — на южном направлении Республика Беларусь оказалась незащищённой. Получилось так, что у РБ нет ни сил, ни средств прикрыть свои южные рубежи. Прошедшие учения 2016 года показали, что только с помощью подразделений территориальной обороны возможны наши действия по прикрытию южной границы. Финансовые возможности государства не позволяют на сегодняшний день создать новое Южное оперативно-тактическое командование, да и политический истеблишмент этого не позволит — каким образом электорату объяснить усиление военной составляющей на границе с Украиной?

Угроза с юга

Анализ военно-политической обстановки, сложившейся вокруг Республики Беларусь за последние годы, показывает, что, несмотря на усиливающееся противостояние за влияние на неё таких акторов геополитики, как Россия и ЕС, а также США, всё же наибольшее влияние на развитие военно-политической ситуации оказывает Украина.

Нестабильность обстановки у южных соседей рассматривается экспертным сообществом Беларуси в качестве прямой угрозы позитивному развитию государства. И данная угроза, по нашему мнению, имеет довольно широкий диапазон, начиная от политической и заканчивая экономической сферами.

Существует хоть и небольшая, но возможность опосредованного втягивания в конфликт Беларуси, где в качестве основной причины рассматривается особая, но, по сути, нейтральная позиция Беларуси по украинскому политическому кризису.

Позицию Республики Беларусь по Украине назвать нейтральной можно лишь с натяжкой. Мы в военном союзе с Российской Федерацией. Но и Украина — «свои люди», как сказал А. Г. Лукашенко. Вот и выходит, что нам не избежать участия в противостоянии. А если не вступишься ни за кого, то не избежать давления с обеих сторон. Что уже и происходит в связи с заявлениями МИД Украины о нашей «двойственной» позиции.

Не хотелось бы напоминать о высказываниях украинской стороны по учениям «Запад-2017», когда некоторыми политическими деятелями заявлялось до 240 тысяч военнослужащих России, которые из Беларуси оккупируют их страну, а российская танковая колонна в течение двух суток будет в Киеве. Подняли по мобилизационному призыву территориальную оборону, приехали к нашей границе два добровольческих батальона, якобы для противодействия российской стороне, — это позитивные намерения Украины?

Нас ещё больше должно беспокоить заявление премьер-министра Канады Джастина Трюдо, который заявил, что его правительство работает над проблемой поставки в Украину летального оружия: «Мы продолжаем рассматривать вопрос внесения Украины в список стран, в которые допускается экспорт канадского автоматического оружия. Должны быть соблюдены определённые условия, но мы работаем над этим». При этом он даже не сказал, какие условия нужно соблюсти, чтобы начать поставки Киеву летальных вооружений. Вопрос этот решается автоматически, зная о том, какой вес имеет украинское лобби в политическом истеблишменте Канады.

Мы должны понимать, что с помощью определённых сил будет поддерживаться это конфликтное состояние. Как минимум за счёт мер по повышению обороноспособности вооружённых сил Украины, их реформированию и оснащению вооружением и военной техникой, исходя из натовских стандартов. Причём военно-техническое вооружение будет бывшим в употреблении (б.у.), и технологического прорыва как не было, так и не будет. И это понятно, лучше помочь материально и за деньги, чем воевать и гибнуть европейцам и американцам. То есть всё по-европейски: на расстоянии, недорого и демократично.

Несмотря на действия всех сторон, вовлечённых в конфликт на Украине, желание скорейшего разрешения ситуации мирным путём, сохранение политической и экономической нестабильности в этом государстве несёт существенные выгоды для США, но только не для Беларуси и России.


Столкновение геополитических интересов ведущих государств в процессе перехода от однополярного к многополярному мироустройству ставит перед нами ряд проблем. Эти силы смогут использовать сложившуюся ситуацию для обоснования перед мировой общественностью и гражданами своих стран необходимости принятия ответных мер на «агрессивные действия» оппонента. Что мы уже и видим на примере Крыма.

Рассадник радикализма

Увеличение оборонных расходов, наращивание военного присутствия в регионе по отстаиванию своих национальных интересов и интересов нацменьшинств (в данном случае, как ни странно, русских), а также продолжение работ по созданию новых систем противоракетной обороны, и напротив, механизмов её преодоления ставит перед нами ряд и военных вопросов.

Зачем при нынешней социально-экономической обстановке держать вооружённые силы в количестве, уже превышающем 220 000 военнослужащих, базирующихся, в основном, в северных (к границе Беларуси) областях?

Зачем проводить мобилизацию территориальных войск у границы с Республикой Беларусь? Игра, но игра военно-политическая.

Международный терроризм, незаконный оборот технологий и оборудования двойного назначения (вспомните историю с поставками ракетных двигателей для КНДР), оружия, боеприпасов, радиоактивных, химических, биологических и других опасных веществ и материалов — это наша Украина?

К вопросу о том же военно-промышленном комплексе Украины. То, что он был плотно интегрирован в бывшем Союзе, — это однозначно, да и после развала Союза Украина до недавнего времени была основным поставщиком двигателей для вертолётов и для кораблей РФ.

В результате прихода к власти националистических кругов мы прекрасно понимаем, что в ближайшее время основным объектом их внимания будет Беларусь.

Зачем о чём-то думать, если есть Беларусь — маленькая страна с ограниченным военным потенциалом. Союз с Россией Турчинова и его компанию не остановит — им-то всё равно, что будет, самое главное — начать. Они не понимают, что профессиональная белорусская армия ещё на подходе к нашим рубежам уничтожит украинскую военную клику.

В ближайший 2018 год, будет, по всей видимости, продолжаться ползучее проникновение агентуры влияния на всё ещё не освоенные территории, где есть интересы России и Беларуси.

Мы прекрасно видим, что Запад не оставляет попыток провести «цветную революцию» в Беларуси и как может финансирует и покрывает лидеров белорусской оппозиции, готовит боевиков на Украине, в Польше и странах Балтии для дестабилизации ситуации в Беларуси. В данном случае украинские радикалы — угроза безопасности Республики Беларусь, а потворство президента Украины П. Порошенко националистическим добровольческим батальонам — главное свидетельство двойной игры украинцев. Украинская анархия — угроза безопасности Беларуси, это канал распространения оружия и рассадник политического радикализма, напряжённости в социально-политических отношениях.

По сути, мы наблюдаем постепенную коррозию режима Порошенко, за которой последуют 5-6 лет политической нестабильности, разрухи в промышленности и бардака в экономике. А уж на восстановление прежних позиций понадобятся десятки лет…

Украина стала для всех нас поучительным уроком. Уроком того, какого президента надо выбирать и как ценить то, что есть. Примером того, как из ничего может вспыхнуть война. Мы увидели истинные лица западных политиков и их цели и методы работы. Но главное, что мы пытаемся оставаться цивилизованными людьми как в отношении с россиянами, так и с украинцами. Несмотря ни на что.