Депутаты Верховной Рады Украины приняли многострадальный закон о реинтеграции Донбасса. Многострадальный, потому что инициировали его рассмотрение ещё осенью, но тогда голосование было провалено. Однако всё же приняли, что и неудивительно, ведь инициатором стал президент Украины Пётр Порошенко.

Россия упоминается в законе сразу в нескольких смыслах. Во-первых, как «страна-агрессор». В реальности, которую моделирует украинский телевизор, не существует ВС ДНР и ЛНР, есть российские войска на территории Украины. Напомним, буквально на днях мы говорили об одном из отчётов RAND, касающихся состояния ВС РФ, в котором говорится, что в случае необходимости Россия в течение 10 суток может выставить сбалансированную группировку численностью до 50 тыс. человек, следствием чего будет являться потеря всей Прибалтики в течение 60 часов. Однако украинские депутаты не читают отчётов RAND, предпочитая черпать представления о действительности из фильмов о «киборгах».


Во-вторых, в законе говорится о разрыве Большого договора о дружбе и сотрудничестве. Хотя это всё равно случилось бы чуть позже. В 2018 году истекает его срок действия, и договор продлевается только в случае, если одна из сторон не заявит протест. Украина его, разумеется, заявила бы (собственно, уже). Помимо прочего, это означает добровольный отказ Украины от российских рынков (действовал режим преференций, Украина фактически имела большинство льгот, предусмотренных членством в ЕАЭС, не являясь при этом его членом). Кроме того, теперь стоит ожидать сокращения сроков пребывания украинцев на территории РФ, а также введение визового режима (один из пунктов договора взаимно гарантировал гражданам другой страны права и свободы на тех же основаниях и в таком же объёме, что и своим собственным гражданам).

Камешек поменьше приготовлен и для Беларуси — в законе не говорится о Минских соглашениях, они там не упомянуты в принципе. Это было принципиальным требованием партий «Самопомощь» и «Народный фронт», составляющих коалицию с пропрезидентской партией: политики опасались тем самым сделать Минские соглашения частью законодательства Украины. По сути же это прямой отказ Украины от их выполнения. Поэтому любые предложения о перенесении переговоров из Минска в другой город, транслируемые через президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, априори не имеют смысла. Переговоры можно вести в Антарктиде (как иронизирует МИД РБ) или даже на Марсе. В 2019 году на Украине пройдут выборы в парламент и за пост президента. И закон о реинтеграции — это сигнал к их началу. Среди партий, находящихся в активной политике, нет ни одной партии мира. Поэтому политики приносят Донбасс в жертву выборам, тут ничего не изменилось с тех пор, когда мы впервые писали об этом законе.

В строительстве газопроводов наступила прямо-таки пора хороших новостей. Вчера говорили о том, что Германия недвусмысленно выступила за «Северный поток — 2», а Анкара практически одновременно сообщила о решении дать согласие на строительство второй нитки «Турецкого потока». Таким образом, после окончания строительства обоих ниток в 2019 году через Турцию ежегодно можно будет транспортировать до 31 млрд кубометров газа.


Впрочем, Германия занята не только защитой своих экономических интересов в газовой сфере, но и паневропейской безопасностью. Германия и Франция собираются обновить Елисейский договор.

Елисейский договор о примирении и дружбе подписан в 1963 году Шарлем де Голлем и Конрадом Аденауэром. Несмотря на изначальный скепсис с обеих сторон, договор был вполне успешен.

Подробности, конечно же, неизвестны, однако можно предположить, что речь идёт о переосмыслении опыта ЕС со времени его создания, закреплении и развитии роли Франции и Германии как его ядра. Символично, что на Украине решили разорвать похожий по смыслу договор, хотя в нём зафиксированы преференции, которых Украина не имеет даже по факту подписания Соглашения об ассоциации и ЗСТ с ЕС.

В свою очередь Великобритания вместе с Францией намерены противостоять «российской агрессии». Противостояние это выражается в классическом европейском стиле: усилении группировки НАТО в Эстонии французскими подразделениями. 

Мы уже отмечали, что одна из проблем Запада в отношениях с Россией — нежелание изучать реалии сегодняшнего дня, полагание на прошлый опыт. Так, Bloomberg пишет о том, что в Италии может быть сформировано пророссийское правительство, что положит начало отмене экономических санкций в отношении РФ (Италия — одна из стран, давно выступающих за это). Дело в том, что решение о продлении санкций на новый период принимается единогласно, а значит, для их отмены достаточно одного голоса против. После чего можно будет говорить с Россией об отмене контрсанкций.

Что ж, план хорош, но «забыли про овраги». «Только 8% европейских предприятий, проинспектированных ранее российскими специалистами, могут быть допущены на рынок РФ в случае отмены ответных мер», — напоминает руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт. Россия — член ЕАЭС. А в нормах, регулирующих внешнюю торговлю внутри Союза, указано: если 60% поставщиков не прошли инспекции, то страна-импортёр может не принимать гарантии страны-экспортёра. Со времени введения санкций инспекций практически не проводилось.

Ну и, конечно же, эта святая уверенность в том, что РФ стремится к отмене санкций и готова возложить на этот алтарь всё что угодно.


Стоит отметить, что лучше всего проблему непонимания России осознают в США, где намерены восстановить программу подготовки советологов (так в прежние времена называли специалистов по России). CNN, в свою очередь, собирается расширить своё Московское бюро.