19 марта 2019 года в 19 часов в эфире центральных казахстанских каналов Нурсултан Назарбаев зачитал своё обращение к народу страны. В год своего тридцатилетнего правления и за год до окончания пятого президентского срока он объявил об отставке с поста главы государства (краткую биографию Нурсултана Абишевича можно посмотреть здесь).


Мы не будем рассматривать магию цифр, феномен числа 19 в Коране и даже то, что первый президент Казахстана ушёл в отставку накануне еврейского праздника Пурим.

Не станем обсуждать и то, зачем Касым-Жомарт Токаев стал «техническим президентом переходного периода».

Пройдём мимо и того факта, что вновь избранный 20 марта спикер Сената (и дочь Лидера Нации) Дарига Назарбаева в любое время при аналогичных обстоятельствах может автоматически стать президентом № 3.

С 21 по 25 марта включительно в Казахстане празднуется один из самых главных праздников — Наурыз. И отставка первого президента, и вступление в должность второго вместе с процедурой выборов председателя Сената, и переименование Астаны в город Нур-Султан прошли как раз накануне этих длинных выходных.

Времени у казахстанцев для обсуждения этих новостей за праздничным столом достаточно. Но вот информации для того, чтобы делать прогнозы относительно того, кто, когда и как примет всю полноту власти в Казахстане после отставки первого президента, мало. Патриарх евразийской политики лишь только начал новую игру.

Цель настоящего обзора — понять, насколько далеко от штурвала власти отошёл капитан и кем же стал (вернее, остался) Нурсултан Назарбаев после того, как сложил с себя президентские полномочия.

Транзит власти, о котором в Казахстане говорили последние лет десять, прошёл весьма буднично и согласно букве закона — чётко по статье 48 Конституции РК.

Вторым (но первым не избранным) президентом РК стал председатель Сената парламента и многолетний соратник Нурсултана Назарбаева Касым-Жомарт Токаев. Он будет занимать пост главы Республики Казахстан до апреля 2020 года, то есть до окончания президентского срока бывшего главы РК. Или, что вполне допустимо, до своей отставки или внеочередных выборов.

Согласно Статье 1 Конституционного закона от 20 июля 2000 года N 83-II «О Первом Президенте Республики Казахстан — Лидере Нации» Нурсултан Назарбаев так и остался первым президентом и Лидером Нации — Елбасы с широчайшим набором полномочий.

Самое главное в пожизненных правах Нурсултана Назарбаева не то, что он входит в состав Конституционного совета Республики Казахстан и возглавляет конституционный орган Ассамблея народов Казахстана.

И не то, что действующий президент будет согласовывать с ним основные направления внутренней и внешней политики.

И даже не то, что Елбасы стоит во главе самой многочисленной партии в стране — «Нур Отан», представленной в парламенте 84 депутатами (из 107 возможных). Кстати, новый президент Касым-Жомарт Токаев входит в политсовет партии, а значит подчиняется её председателю.

Самое же главное в том, что Нурсултан Назарбаев пожизненно возглавляет Совет Безопасности.

«Постоянными членами Совета Безопасности по должности являются: премьер-министр, руководитель Администрации президента, помощник президента — секретарь Совета Безопасности, председатель Комитета национальной безопасности, министр иностранных дел, министр обороны.

Членами Совета Безопасности по должности являются: председатель Мажилиса парламента, председатель Сената парламента, директор Службы внешней разведки «Сырбар», министр внутренних дел, первый заместитель министра обороны — председатель Комитета начальников штабов».

Иными словами, Совету Безопасности подчинена вся вертикаль исполнительной власти, внешняя и внутренняя политика и все силовые структуры. Кстати, одним из последних документов, подписанных Нурсултаном Назарбаевым, был указ о присвоении звания генерал-майора  министру обороны Ерлану Ермекбаеву и специального звания генерал-майор национальной безопасности председателю КНБ Кариму Масимову.

Парламент тоже не остался обделённым вниманием: Совет Безопасности «анализирует законопроекты и контролирует выполнение нормативных актов».

Вишенка на транзитном торте — «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына», единственным акционером которого является правительство Республики Казахстан. За/под Фондом ходят «12 апостолов/китов» национальной экономики — от «Казахстанских железных дорог» до «Казатомпрома».


По совокупности представленных выше данных можно сделать единственный вывод: к моменту отставки Нурсултан Назарбаев сконцентрировал в своих руках больше власти, чем формально он имел до неё.

Здесь будет уместно привести слова, сказанные Лидером Нации 18 января 2019 года во время посещении первого в Казахстане «умного» города Акколь:

«Задача, которую я всегда видел, — управлять Казахстаном как компанией или предприятием, из единого центра. Вот здесь концентрированное управление, и это преимущество сейчас все признают. Не демагогическая болтовня — кто, где, что будет делать, а вертикальное, конкретное, жёсткое управление даёт хороший результат в смысле экономики и вообще».

Так что Нурсултан Назарбаев будет управлять страной по-прежнему. Но с одним небольшим исключением: теперь за возможные провалы в экономике и социальной политике будут отвечать президенты № 2 и № 3.

И последнее.

Согласно Статье 1 уже упомянутого закона «О Первом Президенте Республики Казахстан — Лидере Нации», «На Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы не распространяется ограничение права быть избранным в Президенты Республики Казахстан».